Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

Основания для внесения в РНП

РНП по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победителя включат в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
  • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).

Какая информация включается в РНП.

Что такое реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ и для чего он нужен?

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это специальный информационный сервис, являющийся одним из элементов единой информационной системы в сфере закупок, адрес расположения которого в сети Интернет знаком многим участникам закупок — zakupki.gov.ru.

Становление реестра недобросовестных поставщиков берет свое начало в 2006 году, в период действия Закона о размещении заказа, он же 94-ФЗ. В то время реестр недобросовестных поставщиков создавался на базе официального сайта ФАС (Федеральной антимонопольной службы РФ) и действовал вплоть до конца 2015 года, поскольку Закон о контрактной системе внедрил РНП в механизм единого информационного ресурса о закупках – ЕИС, а сведения, включенные в старый реестр, были действительны в течение двух лет после включения.

При этом, несмотря на схожесть и единое место расположения на самом деле существует два реестра РНП – это реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ и реестр недобросовестных поставщиков 223-ФЗ.

Интересным моментом является тот факт, что реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ является намного более активно использующимся, в отличие от реестра недобросовестных поставщиков 223-ФЗ, поскольку в РНП 44-ФЗ на данный момент включены недобросовестные поставщики в количестве 9600 записей, а в РНП 223-ФЗ содержится всего 553 записи. Это смотрится весьма неоднозначно, учитывая, что рынок 223-ФЗ больше рынка госзаказа почти в пять раз, а список недобросовестных поставщиков меньше в семнадцать раз.

Это однозначно не свидетельствует о том, что участники в корпоративных закупках являются более добросовестными, нежели участники государственного заказа, скорее это говорит, о наличии строгих критериев признания поставщика недобросовестным, закрепленных 44-ФЗ, чего не имеется в 223-ФЗ.

При этом, несмотря на свое прямое предназначение, а именно не допуск участника на рынок государственных закупок, реестр недобросовестных поставщиков используется далеко не только государственными и муниципальными заказчиками. В силу того, что информация, содержащаяся в реестре, предоставляется безвозмездно и находится в открытом доступе, она активно используется всеми участниками бизнес-сообщества, для проверки своих контрагентов. Тщательное внимание РНП уделяют также и банки, при оценке своих потенциальных заемщиков, и формировании условий кредитования. Все это свидетельствует о том, что внесение записи об организации в РНП несет в себе огромные репутационные и финансовые риски. Соответственно необходимо знать условия и процедуры включения организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Но включение информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков не является окончательным и бесповоротным исключением организации с рынка госзаказа, поскольку Законом о контрактной системе предусмотрено, что установление требования об отсутствии информации об участнике в РНП устанавливается на усмотрение заказчика, и является его правом. Соответственно, если заказчик не устанавливает данное требование, то участник и не должен ему соответствовать. Так же иные неконкурентные способы закупок остаются для участника открытыми.

Все это свидетельствует о том, что внесение записи об организации в РНП несет в себе огромные репутационные и финансовые риски.

Где найти

С реестром недобросовестных поставщиков можно ознакомиться здесь. На ресурсе содержится одновременно три реестра недобросовестных поставщиков: по 44-ФЗ, по 223-ФЗ и по Постановлению Правительства №615 от 2016 года (подрядчиков в области государственного контракта). Данные реестры не пересекаются друг с другом: участники, которые состоят в реестре по 44-ФЗ, могут участвовать в закупках по 223-ФЗ и наоборот.

Сведения о недобросовестных поставщиках находятся в открытом доступе и доступны для ознакомления всем желающим.

Но при закупках по 223-ФЗ заказчики вправе установить требование об отсутствии поставщика в РНП по 44-ФЗ. Это значит, что если участник закупки указан только в одном реестре по 44-ФЗ, то его могут отстранить от участия в закупке по 223-ФЗ.

Читайте также:  Заявление об отсрочке уплаты госпошлины

Для удобства в реестре доступны фильтры: по дате включения в реестр и номеру закона, в рамках которого сведения о поставщике попали в реестр.

В указанном случае поставщик должен перечислить обеспечение исполнения контракта в 1,5-м размере от стандартного.

Кого вносят в реестр?

Как правило, все документы, для включения того или иного поставщика в РНП готовит непосредственно сам заказчик. После этого он просто направляет бумаги в особый контролирующий орган. Обычно только после тщательного рассмотрения всех материалов, ФАС принимает решение относительно включения или исключения информации относительно поставщика в таком списке, как реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ. Существует всего несколько реакций, на основании которых организация попадает в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ:

  1. Победитель уклонился от процесса заключение контракта. В данной ситуации действия заказчика сводятся к тому, чтобы направить в ФАС реестр недобросовестных поставщиков информацию и все требуемые документы в течение трех или чуть более рабочих дней.
  2. Единственный, кто принимал участие в закупке, полностью уклонился от процесса заключения контракта. В подобной ситуации заказчик должен в течение пяти дней с того времени, как истек срок закупки и подписания договора, отправляет документы в ФАС.
  3. Заказчик полностью расторгает действующие контракты. Если контракт ни по одному из пунктов не исполняется или осуществляется его исполнение ненадлежащим образом, то его можно расторгнуть по суду или в особом одностороннем порядке. В подобной ситуации заказчик в течение трех дней обязательно должен направить все документы и требуемую информацию. При необходимости заказчик может получить такой документ, как выписка из реестра недобросовестных поставщиков.

Все просто, то есть соблюдение определенных условий поможет эффективно избежать проблемы, которые могут возникнуть по причине внесения в список РНП.

Все просто, то есть соблюдение определенных условий поможет эффективно избежать проблемы, которые могут возникнуть по причине внесения в список РНП.

Реестр недобросовестных поставщиков 223-ФЗ

в ФЗ №223 нет четких требований к компаниям-подрядчикам относительно их причастности к реестру. Но часто у заказчиков в документации встречается требование об отсутствии контрагента в этом списке.

Заказчик может самостоятельно в любой момент проверить поставщика на его добропорядочность в отношении заключенных сделок. Поэтому принимать участие в торгах по 223-ФЗ, в документации которых есть пункт об отсутствии подрядчика в реестре недобросовестных исполнителей, не имеет смысла.

2 КоАП РФ для физических лиц такой штраф составит 15 000 рублей , а для юридических 100 000 рублей.

Последствия

При внесении в Реестр недобросовестных поставщиков то или иное юридическое или физическое лицо, которое подверглось таким санкциям со стороны государственного или муниципального заказчика и федерального контролирующего органа, получает существенные ограничения с точки зрения своего дальнейшего функционирования.

При этом при подаче необходимой документации на потенциального контрагента заказчик вправе наложить обязанность подтвердить свой статус отсутствующего в данном реестре.

Обусловлено такое требование тем, что Федеральный закон №44-ФЗ прямо указывает на право заказчика ограничить возможность участия в проводимой закупочной процедуре для тех юридических и физических лиц, которые внесены в РНП. Такое ограничение связано, в первую очередь, с тем, что заказчик вправе принимать меры при проведении закупки обезопасить себя от возможного неисполнения контракта ввиду недобросовестности контрагента.

Предоставление такой гарантии чаще всего становится причиной повышения расходов со стороны контрагента, находящегося в Реестре недобросовестных поставщиков.

Как оспорить.

Порядок направления сведений в реестр недобросовестных поставщиков

Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 №1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”» утверждает процедуру подачи сведений о недобросовестных поставщиках, участниках закупки в ФАС РФ и правила ведения ею данного реестра.

Развернутый комментарий по этому вопросу дает специалист в сфере закупок по 223-ФЗ Оксана Шипунова:

Онлайн-обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ и контрактной системе

В силу самого 44-ФЗ в ряде случаев лица, занявшие второе место, просто освобождены от обязанности по заключения договора.

Что такое РНП

Законодательство не содержит определение реестра недобросовестных поставщиков. Если понимать широко, это систематизированная информация об исполнителях, которых признали недобросовестными. Контроль за реестром по 44-ФЗ находится в ведении ФАС РФ, которая руководствуется Порядком, утвержденным ПП № 1062 от 25 ноября 2013 года. Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков ФАС располагается в разделе контроля и аудита на портале ЕИС.

Читайте также:  Как можно в данном случае взыскать моральный вред?

РНП информирует участников госзакупок о неблагонадежности контрагентов. Включается информация об:

  • ИП или организации;
  • ее учредителях, руководителях, членах правления либо другого коллегиального органа юрлица.

Если в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют записи о компании или ИП, это говорит либо о том, что они не участвовали в госконтрактной системе, либо об их добросовестности. Если же информация есть, это ограничивает возможность участвовать в новых закупках.

По каким причинам заносят в РНП.

Информация об учредителях

Адреса, телефоны, наименования держателей реестра акционеров. Также, инф-я об учрежденных организациях и руководстве.

2 ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется сохранять конфиденциальность получаемой от ЗАКАЗЧИКА информации.

Изменения с 2020 года

Начиная с 2020 года в порядок занесения лиц в реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ внесли некоторые изменения. Изменения опираются на разъяснительное письмо Верховного Суда за номером № ИА/100065/19 от 14.11.2019 года.

Основные выдержки из данного письма следующие:

  1. Срок направления заказчиком заявления о включении поставщика или подрядчика в РНП составляет 3 рабочих дня с момента совершения неправомерных действий предусмотренных частями 4-6 статьи 104 №44-ФЗ.
  2. Срок рассмотрения заявления органом ФАС не может превышать 8 рабочих дней с момента получения обращения.
  3. Срок исключения поставщика или подрядчика из списка РНП напрямую зависит от расторопности заказчика. Например, если заявление подано не в течение 3 рабочих дней после факта признания уклонения от исполнения обязанностей, а через 30 дней, то и срок пребывания проштрафившегося лица в списке автоматически сокращается на 30 дней, поскольку назначается от даты совершения противоправных действий. Заявления на внесение в список недобросовестных поставщиков лиц, чьи правомерные действия были совершены 2 года назад и более, не рассматриваются, так как противоречат законным правам и интересам виновной стороны.

Кроме того, если поставщик вносится в перечень РНП по решению суда, ФАС обязана добавлять данные в реестр в табличной форме с четким соблюдением вышеобозначенных положений.

Данные изменения произошли из-за того, что в ходе судебных процессов часто стали отменяться решения о внесении в РНП, когда ФАС фактически добавляла в реестр уклонявшихся от исполнения обязанностей лиц с большим опозданием, от полугода и более.

Кроме того, если поставщик вносится в перечень РНП по решению суда, ФАС обязана добавлять данные в реестр в табличной форме с четким соблюдением вышеобозначенных положений.

Как подтвердить отсутствие сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП?

Еще раз повторюсь, что согласно части 1.1 статьи 31 44-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии в РНП сведений об участнике закупки (поставщике). Т.е. как вы понимаете, заказчик может и не устанавливать данное требование в своей документации, что на практике встречается очень и очень редко.

И так, заказчик установил требование об отсутствии сведений в РНП в своей документации, как быть в данной ситуации участнику, какой подтверждающий документ необходимо предоставить?

В части 8 статьи 31 говорится о том, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям. Т.е. заказчик должен самостоятельно проверить наличие или отсутствие сведений об участнике (поставщике) в данном реестре. Однако участник может по собственной инициативе подготовить справку об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков.

Раньше такую справку можно было сформировать в самом реестре. В видеоролике расположенном ниже показано, как это можно было сделать на практике.

Теперь же вместо такой справки можно предоставить заказчику обычное письмо на бланке организации за подписью руководителя, где в произвольной форме указывается, что информация об участнике закупки, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки отсутствуют в РНП.

Или же можно подготовить декларацию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, как отдельно, так и в составе декларации о соответствии участника закупки пунктам 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ. Образец такой декларации вы можете скачать на моем сайте в разделе “Формы и шаблоны” — пункт 24.

В течение 10-ти рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов и информации от заказчика, ФАС осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО 44-ФЗ:

Также Эконом-Эксперт автоматически оценивает необходимость применения антидемпинговых мер.

Основания и сроки включения в реестр

Вместе с тем, как следует из пп. 6 и 7 приказа ФАС России № 267, сведения об участниках размещения заказов, уклонившихся от заключения государственных или муниципальных контрактов, о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные или муниципальные контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков на основании приказа руководителя ФАС России.

Читайте также:  Если сирота выйдет замуж, лишится она права на квартиру?

В рамках закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) вносятся уполномоченным органом в реестр в течение 3 рабочих дней (п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением № 1211).

Однако обращаем особое внимание на то, что ни в Законе № 223-ФЗ, ни в Постановлении № 1211 не установлены порядок рассмотрения органами ФАС России информации об участнике закупки с позиции внесения в реестр недобросовестных поставщиков и право на участие представителей сторон, что предусмотрено по аналогии в п. 12 Постановления № 1062.

Отсутствует также в нормативно-правовых актах о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц норма, содержащая основание для внесения органами ФАС России информации об участнике закупок в соответствующий реестр (приказ, решение или иной документ уполномоченного органа).

Нередко на практике имеют место случаи несвоевременного включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков. По мнению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ, это является нарушением уполномоченным органом установленных сроков для совершения указанных действий, что не согласуется как с целями и задачами предусмотренного порядка защиты прав заказчиков, так и с гарантиями, которые предоставлены недобросовестным поставщикам, включенным в соответствующий реестр, поскольку при соблюдении уполномоченными органами определенных сроков лицо, уклонившееся от заключения государственного или муниципального контракта, вправе рассчитывать на своевременное исключение сведений о нем из реестра недобросовестных поставщиков, что обеспечит право такого лица на дальнейшее возможное участие в аукционах и отвечает требованиям Конституции РФ и соответствующему принципу юридического равенства (Определение ВС РФ от 30.05.16 г. № 310-КГ16-556).

Однако обращаем особое внимание на то, что ни в Законе 223-ФЗ, ни в Постановлении 1211 не установлены порядок рассмотрения органами ФАС России информации об участнике закупки с позиции внесения в реестр недобросовестных поставщиков и право на участие представителей сторон, что предусмотрено по аналогии в п.

Какие данные попадают в РНП?

В реестре можно найти следующую информацию по недобросовестному поставщику и проводимой закупке:

  • название и адрес – для компании, ФИО, ИНН – для физических лиц;
  • данные об учредителях и руководителях участника закупки — название, ИНН – для компании и ФИО – для учредителей-физических лиц, челнов коллегиальных исполнительных органов, руководителей;
  • дата проведения закупки – если победитель уклонился от заключения контракта; дата признания несостоявшейся закупки – если единственный участник отказался или уклонился от заключения контракта; дата заключения контракта – в случае если контракт не исполнен или исполнен ненадлежащим образом;
  • объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  • ИКЗ;
  • дата и основания, по которым расторгнут контракт;
  • дата внесения сведений о поставщике и закупке в РНП.

Реестр недобросовестных поставщиков размещается на сайте госзакупок – в ЕИС. Данные из него может получить любое лицо бесплатно.

Это возможно только если основанием для включения в РНП послужили документы от заказчика в связи с признанием участника закупки, уклонившимся от заключения контракта, или односторонним отказа заказчика от исполнения контракта.

Какие сведения попадают в реестр?

В РНП включается следующая информация о недобросовестном участнике закупок:

  • для юридических лиц:
  • наименование;
  • местонахождение;
  • Ф.И.О. учредителей и руководителей;
  • для индивидуальных предпринимателей:
  • Ф.И.О.;
  • номер ИНН;
  • даты проведения торгов и закупочных процедур (в случае, если в реестр вносится победитель, уклонившийся от заключения контракта);
  • дата признания закупки несостоявшейся (в случае, если вносится единственный участник закупки, уклонившийся либо отказавшийся от подписания договора);
  • дата заключения неисполненного или исполненного ненадлежащим образом контракта;
  • предмет закупки, сумма договора и период его исполнения;
  • идентификационный код закупки;
  • основания и дата аннулирования договора (в случае его расторжения по решению суда или одностороннего отказа заказчика).

Полученная от заказчика информация проверяется органами ФАС в течение 10 дней с момента ее поступления.

Обвиняемый в недобросовестности поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе направить в ФАС документы, доказывающие его правоту, а также принять участие в рассмотрении дела.

Последствия попадания в реестр.

Добавить комментарий