На личные автомобили обязали заполнять путевые листы

Оформление путевых листов: топ‑10 вопросов

Многие организации в своей деятельности используют собственный и арендованный автотранспорт, в связи с чем у бухгалтеров появляется необходимость отражать еще один вид расходов. Как оформлять путевые листы и какие изменения в законодательстве применять для бухгалтерского и налогового учета? Ответим на наиболее острые вопросы по теме в этой статье.

Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.

В каких случаях перевозка груза и пассажиров может считаться коммерческой?

Согласно Федеральному закону №259 от 8 ноября 2007 года, коммерческими перевозками считаются услуги по перевозки грузов, багажа и пассажиров.

Также согласно этому же закону разъяснены такие понятия как груз, багаж и пассажир:

Груз – материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке

Багаж – вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке

Пассажир – физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства

Также обратите внимание на статью 2 “Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе №259”, где разъясняется, что такое перевозчик:

  • Перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз уполномоченному на их получение лицу”

И так, что из этого следует:

Нужно ли оформлять путевой лист для водителей, которые находятся за рулем корпоративного служебного транспорта если они не осуществляют коммерческих перевозок, а эксплуатируют автотранспорт для внутренних нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Новая форма путевого листа с 2020 г.

Путевой лист транспортного средства необходим при выезде любого транспортного средства по рабочим целям, независимо от того, собственный это автомобиль организации или арендованный. Жесткие требования к заполнению этого первичного документа установлены только для автотранспортных компаний, однако и для всех остальных он является документом строгой отчетности, поэтому должен содержать обязательные реквизиты.

В 2018 году таких сведений стало больше — чиновники добавили обязанность указывать в путевом листе сведения о прохождении водителем предрейсового контроля технического состояния автомобиля. Кроме того, отменили обязательную круглую печать на оформленном бланке.

Приказом Минтранса России от 21.12.2018 № 467 в путевые листы с 01.03.2019 были внесены несколько важных поправок:

  • стало больше обязательных реквизитов. Теперь предприниматели должны вписывать показания одометра при выезде ТС с парковки (места стоянки);
  • диспетчерам надо также фиксировать дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда ТС с парковки и заезда на нее;
  • изменился максимальный срок, на который можно оформлять путевой лист 2020. Еще в начале года однажды оформленный документ мог действовать в течение одного месяца. Сейчас так делать нельзя: бумагу оформляют на один рабочий день или одну рабочую смену. Если за это время водитель совершает несколько рейсов, правилами допускается оформление одного путевого листа до начала первого рейса. Закрыть его можно будет по возвращении водителя на парковку;
  • в ситуациях, когда одним транспортным средством управляют несколько водителей, у каждого из них должен быть свой путевой лист. Но при выезде отметку о контроле технического состояния нужно проставлять только в документе водителя, который первым выехал с места стоянки;
  • с весны технический контроль транспортного средства может быть предсменным либо предрейсовым (зависит от конкретной ситуации);
  • штамп медицинского работника в путевом листе стал необязательным. Это не значит, что отменили необходимость проходить медицинский осмотр, но медицинскому работнику теперь не обязательно подтверждать его штампом. Он просто может написать, что водитель прошел осмотр, указать дату и время осмотра, расписаться. Если в организации штамп имеется, выбрасывать его не следует, им можно продолжать пользоваться. Но если оттиска в путевом листе не будет, наказать уже не смогут.

Итак, с учетом поправок новые путевые листы 2020 года обязательно должны содержать следующие сведения:

  • название и номер самого документа;
  • информацию о владельце автомобиля;
  • период действия (срок (один или несколько дней), в течение которого путевой лист может быть использован, в формате «число, месяц, год»);
  • данные о водителе ТС, а именно: Ф.И.О, дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра;
  • информацию о самом ТС: тип и модель, в том числе прицепа, если он имеется;
  • регистрационный номер;
  • показания одометра;
  • дату и время выезда и заезда на парковку;
  • данные о прохождении технического осмотра перед рейсом (сменой).

Если организации не подходит унифицированный бланк, она может разработать свой вариант, в котором должны быть учтены все обязательные реквизиты и необходимые показатели. Применение нового бланка обязательно должно быть указано в учетной политике организации, как это определено в пункте 4 ПБУ 1/2008 . Не стоит забывать, что к первичным документам строгой отчетности применяются также правила, регламентированные статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ о бухгалтерском учете.

Документ должен быть заверен подписью диспетчера, который его оформил, и руководителем организации. Печать нужно ставить только тем организациям, которые ее используют по своему уставу. Форма оформляется в одном экземпляре и выдается на руки водителю. После этого документ должен быть возвращен уполномоченному лицу под подпись, в этом случае он считается закрытым и поступает в бухгалтерию. С этого момента нужно выяснить, для чего вообще нужны путевые листы.

О, дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра;.

Личный автомобиль в служебных целях. Нюансы учета

Работа некоторых сотрудников автономных учреждений связана со служебными поездками. Статьей 188 Трудового кодекса РФ установлена обязанность работодателя компенсировать работнику затраты, понесенные последним при использовании личного имущества, в том числе автомобиля. В каком размере следует выплатить данную компенсацию? Как отразить ее в бухгалтерском и налоговом учете? На эти и другие вопросы мы дадим ответы в статье.

Как было сказано выше, Трудовой кодекс налагает на работодателя обязанность компенсировать расходы, понесенные работником. Статьей 188 ТК РФ предусмотрено, что размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. На практике всегда возникает вопрос, как оформить данную выплату и из чего следует исходить, чтобы определить сумму компенсации.

Документы – основания для выплаты компенсации

Порядок и условия выплаты компенсации за использование личного транспорта в служебных целях установлены п. 2 Приказа Минфина РФ от 04.02.2000 № 16н «Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок» (далее – Приказ Минфина РФ № 16н). В нем указано, что данная денежная выплата работникам в учреждениях и организациях, финансируемых из средств бюджетов всех уровней, производится в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными п. 16,8 и 9 Письма Минфина РФ от 21.07.1992 № 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок» (далее – Письмо Минфина РФ № 57). Согласно п. 4 письма для получения компенсации работник должен представить в бухгалтерию учреждения копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Об иных документах в данном письме не говорится. Однако поскольку нормы ст. 188 ТК РФ предусматривают компенсацию за использование принадлежащего работнику имущества, считаем необходимым представлять документы, подтверждающие право собственности на автомобиль. Аналогичное мнение было высказано Минфином в Письме от 18.03.2010 № 03‑03‑06/1/150.

Следовательно, для обоснования расходов по выплате денежной компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях нужны:

– технический паспорт на легковой автомобиль и свидетельство о регистрации транспортного средства (для удостоверения права собственности на автомобиль);

– соглашение между работником и организацией, заключенное к трудовому договору;

– приказ руководителя о выплате компенсации;

– должностная инструкция работника, подтверждающая разъездной характер работы и его производственную необходимость.

Следует обратить внимание на разъяснения, приведенные в письмах Минфина РФ № 57,от 16.05.2005 № 03‑03‑01‑02/140. Чиновники указывают:

1) в размерах компенсации, установленных законодательством согласно ст. 188 ТК РФ, уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат (износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт). Дополнительно данные затраты на автомобиль не могут быть учтены в составе расходов;

2) компенсация выплачивается один раз в месяц и не зависит от количества календарных дней в месяце;

3) за время отсутствия работника на рабочем месте (отпуск, командировка, временная нетрудоспособность и др.), когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.

Путевой лист: выдавать или нет?

Согласно позиции, изложенной УФНС по г. Москве в письмах от 04.03.2011 № 16‑15/020447@, от 22.02.2007 № 20‑12/016776, от 20.09.2005 № 20‑12/66690, сотруднику следует вести учет служебных поездок в путевых листах, которые являются подтверждением фактического использования автомобиля в служебных целях и обоснованности расходов сотрудника. Путевые листы должны составляться по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, и ежемесячно представляться в бухгалтерию организации. Такого мнения придерживаются и чиновники финансового ведомства (Письмо Минфина РФ от 13.04.2007 № 14‑05‑07/6).

Типовая межотраслевая форма 3 «Путевой лист легкового автомобиля», утвержденная Постановлением Госкомстата РФ № 78по согласованию с Минфином, Минэкономики, Минтрансом, входит в состав комплекта унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер.

Читайте также:  Получать зарплату можно досрочно

В соответствии с Приказом Минфина РФ № 173н [1] типовая межотраслевая форма 3 «Путевой лист легкового автомобиля» подлежит применению всеми государственными (муниципальными) учреждениями. Согласно ОК 011‑93. Общероссийской классификатор управленческой документации (ОКУД) данной форме присвоен номер 0345001.

Однако анализируя постановления арбитражных судов, отметим, что данное требование, выдвигаемое Минфином и ФНС, необоснованно. Согласно Указаниям по применению и заполнению формы 3 «Путевой лист легкового автомобиля», приведенным в вышеназванном постановлении Госкомстата, она является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта организации и основанием для начисления заработной платы водителю.

Таким образом, выписывать путевой лист работнику, использующему личный автотранспорт в служебных целях и не состоящему в должности водителя данной организации, последняя не обязана, поскольку путевые листы применяются организациями в целях учета работы принадлежащего им автотранспорта и не предназначены для учета поездок работников на личных автомобилях, даже если эти поездки осуществляются в служебных целях (постановления ФАС СКО от 18.06.2009 № А53-14011/2008‑С5–14,ФАС ЦО от 25.05.2009 № А62-5333/2008).

Размер выплаты: нормирован или нет?

По правилам ст. 188 ТК РФ размер выплаты компенсации утверждается по соглашению сторон между работником и учреждением. Из этого следует, что трудовым законодательством нормы не устанавливаются. Однако если выплата в автономном учреждении осуществляется за счет субсидий, выделяемых из бюджета, не следует забывать о положениях Приказа Минфина РФ № 16н.Пунктом 1 данного приказа предусмотрены следующие нормы:

Предельные нормы компенсации в месяц, руб.

Автономные учреждения наряду с выполнением государственного (муниципального) задания, финансируемого за счет субсидий, выделяемых из бюджетов РФ, могут заниматься деятельностью, приносящей доход, облагаемой налогом на прибыль. Это дает им право в части расходов, связанных с такой деятельностью, воспользоваться Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией». В нем установлены нормы выплаты компенсации для организаций, в пределах которых данные расходы включаются в состав расходов по налогу на прибыль (1 200 руб. – для авто с объемом двигателя до 2 л и 1 500 руб. – для авто с объемом двигателя свыше 2 л).

Однако Минфин в одном из своих разъяснений, приведенных в Письме от 15.10.2008 № 03‑03‑07/24, указал, что нормирование расходов в виде компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов применяется не при выплате такой компенсации работнику, а только в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организации-работодателя. Таким образом, автономное учреждение за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, может платить и больше, но суммы превышения над вышеприведенными нормами в этом случае учесть при расчете налога на прибыль будет невозможно.

В качестве справочного материала приведем Нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 № 414. В указанном акте законодатель приводит нормы для включения данных выплат в себестоимость продукции (работ, услуг).

На эти и другие вопросы мы дадим ответы в статье.

Путевой лист: быть или не быть?

Автор: И. Дубовик

Данный вопрос возникает у бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений, которые организуют свой документооборот в рамках Приказа Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. В нем нет упоминания о путевых листах, что вовсе не означает, что названные учреждения вправе отказаться от применения этого важного для владельцев транспортных средств документа. В статье приведены соответствующие аргументы, а также рассказано о нюансах заполнения и применения путевых листов на практике.

В методологических инструкциях 162н, 174н, 183н есть указания по применению путевого листа, а в Приказе Минфина РФ 52н нет.

Какие обязательные реквизиты должен содержать бланк путевого листа для ИП

К обязательным реквизитам путевого листа индивидуального предпринимателя, впрочем, как и организаций, согласно приказу № 152 относятся:

  • Наименование и номер путевого листа.
  • Срок действия (указывается дата путевого листа, если он выдается на 1 день; в случае если он выдается на более длительный срок — период, на который выдан путевой лист).
  • Сведения о собственнике транспортного средства (указывается Ф. И. О. собственника, почтовый адрес, а также контактный телефон и ОГРН).
  • Сведения о транспортном средстве. Включают в себя:
    • данные о типе и модели транспортного средства;
    • номер и серию государственного регистрационного знака;
    • показания одометра;
    • дату и время выезда (заезда) с места постоянной парковки;
    • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового (или предсменного) контроля технического состояния транспортного средства.
  • Сведения о водителе (указывается Ф. И. О. водителя, дата и время предрейсового и послерейсового медосмотра).

Даты и время проведения контроля технического состояния транспортного средства и аналогичные данные о медосмотрах водителя заверяются подписью (с расшифровкой инициалов) ответственных за проведение этих процедур лиц.

Подробнее об изменениях, внесенных в реквизиты путевого листа, читайте здесь.

Помимо обязательных реквизитов, приказом № 152 разрешено размещать на бланке путевого листа ИП дополнительные реквизиты на усмотрение руководителя ИП, отражающие особенности его деятельности.

Итак, индивидуальный предприниматель может разработать собственную форму путевого листа либо воспользоваться унифицированными формами, дополнив их. Ввести в действие форму путевого листа индивидуального предпринимателя необходимо приказом руководителя либо прописать ее в учетной политике. Для контроля за движением путевых листов индивидуальному предпринимателю необходимо вести журнал учета путевых листов, в котором должны отражаться все выданные им путевые листы. Полностью заполненные путевые листы и журналы по их учету должны храниться не менее 5 лет (ст. 29 закона «О бухгалтерском учете» от 04.11.2014 № 402-ФЗ).

Кто должен оформлять путевой лист, если ООО выдает ИП служебный автомобиль для оказания услуг, разъяснил советник государственной гражданской службы РФ 3 класса Н. Н. Тактаров. Ответ есть в системе КонсультантПлюс:

Узнайте мнение чиновника, получив пробный доступ к К+ бесплатно.

Наименование и номер путевого листа.

Как правильно разрабатывается собственная форма?

Не все компании предпочитают пользоваться едиными формами, поэтому предпочитают разрабатывать свои бланки документа. Для этого допускается пользоваться любой структурой, а также включать в документ разные пункты.

Но при формировании новой формы учитывается, что должны включаться в текст обязательные реквизиты. Без них путевой листок легко признается недействительным, поэтому не получится воспользоваться им для любых целей.

После разработки бланка, необходимо передать его образец в ФНС по месту регистрации. В этом случае можно избежать в будущем проблем с причислением расходов по путевым листкам к затратам фирмы.

Если во время заполнения путевого листа допускаются серьезные ошибки или нарушения, то документ признается недействительным, поэтому не может использоваться для каких-либо целей.

Особенности документа

Единые стандарты первичных документов с 2013 года отменены, так что сейчас сотрудники предприятий имеют право выбрать, оформлять ли им путевой лист каждый раз в свободном виде (что нецелесообразно), разработать свой уникальный бланк документа или применять унифицированную, ранее обязательную форму. Последний вариант оказывается для многих компаний наиболее предпочтительным, т.к. такая форма включает в себя все нужные реквизиты и строки (т.е. нет необходимости тратить время на разработку и создание структуры и содержания листа).

Документ ведется в бумажном (распечатанном) виде, сведения в него вносятся шариковой ручкой любого темного цвета (другие средства письма – фломастеры, карандаши и т.п. применять не стоит).

При заполнении путевого листа следует избегать помарок и ошибок. Если какая-либо оплошность все же произошла, лучше заполнить новый бланк, но если это невозможно, исправлять неправильные данные нужно очень аккуратно. Можно либо замазать их с помощью корректора, либо зачеркнуть и сверху написать верную информацию (сделав рядом отметку «исправленному верить»). Все правки обязательно следует удостоверять подписью лица, их внесшего.

После оформления путевого листа, бланк обязательно подписывается ответственными лицами, а также заверяется печатью предприятия (при условии, что использование штемпельных изделий для визирования подобных бумаг закреплено в учетной политике фирмы).

Прежде чем перейти к примеру заполнения документа, скажем несколько слов о порядке внесения в него информации.

Бланк заполняется ответственным лицом перед тем, как автомобиль выедет из гаража.

В лист ставят свои подписи: механик, который осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного средства, по необходимости — медицинский работник, который удостоверяет физическое состояние водителя, сам водитель и ответственный работник.

Сведения о лицензионной карточке необходимо вносить, если водитель работает с использованием лицензии.

Эксплуатация автотранспорта и оформление путевых листов

Многие организации в своей деятельности используют автотранспорт, как собственный, так и арендованный, и у них появляются расходы, связанные с его использованием. А у бухгалтеров возникают вопросы по оформлению первичных документов по ним и их учету, поскольку помимо требований бухгалтерского и налогового законодательства надо еще учитывать условия нормативных документов, связанных с эксплуатацией автотранспорта. В помощь бухгалтерам рассмотрим наиболее распространенные вопросы по путевым листам. Путевой лист нужен всем, кто эксплуатирует автотранспорт, в том числе для собственных нужд.

Вопрос. Наша торговая организация имеет в собственности один автомобиль, который используется для перемещения товаров со склада в торговые точки, а не для оказания услуг по перевозке груза третьим лицам. Обязаны ли мы оформлять путевой лист на этот автомобиль?

Читайте также:  Правила проведения торгов арестованного имущества

Ответ. Основными нормативными актами по использованию автотранспорта являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта. В статье 6 Устава автомобильного транспорта сказано, что запрещается осуществление перевозок пас- сажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. В исполнение указанной нормы Минтранс России издал Приказ от 18.09.2008 № 152, в котором утверждены обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения. При этом в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 четко сказано, что его обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. То есть здесь об оказании услуг по перевозке речи уже нет. Таким образом, этот Приказ фактически расширил круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта. Получается, что эксплуатация любого транспортного средства организации должно оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС).

При аренде автомобиля без экипажа путевые листы надо оформлять арендатору

Вопрос. Нужен ли арендатору автомобиля без экипажа путевой лист для подтверждения расходов по налогу на прибыль?

Ответ. По гражданскому законодательству аренда транспортного средства может осуществляться с экипажем, что в свою очередь предусматривает предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. ст. 632—641 ГК РФ) и без экипажа (ст. ст. 642—649 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). При аренде автомобиля без экипажа арендатор обязан вести путевые листы, поскольку именно он эксплуатирует транспортное средство и несет расходы на ГСМ. Наличие путевого листа, содержащего обязательные реквизиты, утвержденные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152, является фактическим подтверждением использования организацией арендованного транспортного средства в ее деятельности (ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом путевой лист является одним из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли (письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354). Путевой лист при аренде заполняется как обычно, только в поле «Организация» проставляются сведения о владельце машины, в данной ситуации об арендаторе, его наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона и ОГРН (п. 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Путевой лист может быть выписан не только на один день

Вопрос. Правильно ли считать, что с 01.03.2019 года нельзя оформлять путевой лист со сроком более одного дня, например, на месяц?

Ответ. Действующая редакция Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 предусматривает оформление путевого листа либо на рабочий день, либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня. При этом Минтранс России в Письме от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ сказал, что в этой редакции срок действия путевого листа не регламентирован, а п. 4 этого документа так же как и раньше определяет срок действия путевого листа, в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован. Таким образом, путевой лист все же может быть оформлен на период, превышающий один день. Главное, по мнению Минтранса России, в оформлении путевого листа заключается либо в создании нового путевого листа, либо в проставлении в уже созданном путевом листе следующих обязательных реквизитов (Письмо Минтранса России от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ):

  • показания одометра транспортного средства при его выезде с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя транспортного средства;
  • дата и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  • дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Госкомстатовские бланки путевых листов не отвечают требованиям Минтранса

Вопрос. Наша компания оформляет путевые листы по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78. Можно ли отметку о проведении предрейсового контроля технического состояния автомобиля проставлять дополнительно в таких путевых листах?

Ответ. Действительно, в бланках путевых листов, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, не предусмотрены реквизиты для отметок о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств. Например, в отношении технического состояния машины в путевом листе легкового автомобиля есть лишь отметка «Автомобиль технически исправен», причем за подписью механика, а не контролера (Типовая межотраслевая форма № 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78). Тогда как должны быть дата, время и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, а также текст «контроль технического состояния транспортного средства пройден» (п. 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п. 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Таким образом, использование типовых форм путевых листов влечет нарушение нормативных требований. Поэтому унифицированные формы Госкомстата можно лишь брать за основу и дополнять необходимыми реквизитами. При этом путевые листы могут быть составлены компанией и в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).


Дистанционные предрейсовые медосмотры водителей вне закона

Вопрос. Наша организация проводит удаленные предрейсовые медосмотры водителей в дистанционном режиме при помощи компьютера, специального терминала с алкотестером, тонометра и веб-камеры. Законен ли такой вид медицинского осмотра?

Ответ. По мнению Роструда, проведение предрейсовых медосмотров дистанционным способом действующим законодательством не предусмотрено (Письмо Роструда от 03.10.2018 № ПГ/31740-03-3).

На сайте https://онлайнинспекция.рф/ говорится, что дистанционно можно провести лишь некоторые манипуляции, входящие в предрейсовый медосмотр, и невозможности сделать осмотр кожных покровов, состояния слизистых глаз и склер, состояния зрачков и их реакции на свет (https://онлайнинспекция.рф/questio№s/view/103042).

Суды также отмечают, что прохождение предрейсовых медосмотров с использованием телемедицинских технологий удаленным способом не соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения», что фактически свидетельствует о неисполнении предприятием обязанности по его прохождению (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 № 05АП-7137/2018).

Таким образом, если проводить предрейсовые медосмотры водителей дистанционно, то контролирующие органы скорее всего расценят это как допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке такого медосмотра и привлекут к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде штрафа:

  • организацию — от 110 до 130 тыс. руб.;
  • руководителя — от 15 до 25 тыс. руб.

Предрейсовые медосмотры лучше проводить в отношении любых лиц, которые управляют автомобилем

Вопрос. В организации генеральный директор управляет служебным автомобилем во время поездок к контрагентам. Нужно ли ему проходить предрейсовый медосмотр?

Ответ. В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителя транспортного средства. По мнению Верховного Суда РФ, если работник по должности не является водителем, но по должностной инструкции или исходя из характера работы ему приходится управлять служебным транспортным средством, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

При этом есть и противоположное мнение судов, которые говорят о том, что предрейсовый медосмотр не нужен лицам, работающим в качестве водителя, в служебные обязанности которых не входят обязанности водителя (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

Поэтому, исходя из сказанного, безопаснее проводить предрейсовые медосмотры и в отношении работников, управляющих автомобилем и принятых на работу не в качестве водителя, например, на должность генерального директора.

Маршрут следования автомобиля в путевом листе подтвердит экономическую обоснованность его использования и списание по нему ГСМ

Вопрос. При выездной проверке нашей организации налоговые инспекторы признали необоснованными расходы на ГСМ в связи с отсутствием конкретного маршрута следования автомобиля в путевом листе. Могут ли такие путевые листы подтверждать расходы на приобретение ГСМ в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ. Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не относит к числу обязательных реквизитов информацию о пройденном маршруте транспортного средства.

Однако налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в деятельности организации и, как следствие, об экономически обоснованных расходах на ГСМ (ст. 252 НК РФ, письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).

Читайте также:  Не пришел транспортный налог в 2020 году: Что делать?

Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива. Некоторые суды солидарны с контролирующими органами и указывают, что отсутствие в путевом листе информации о маршруте следования не позволяет судить об обоснованности расходов на ГСМ (Определение ВАС РФ от 30.08.2013 № ВАС-11880/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015).

Другие арбитры говорят, что отсутствие в путевых листах данных о маршруте автомобиля не может являться основанием для отказа в подтверждении расходов на ГСМ и они не являются обязательным реквизитом путевого листа (постановления ФАС Московского округа от 26.08.2010 № КА-А41/9668-10 и от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10). Поэтому в целях предотвращения риска исключения из состава налоговых расходов затрат на приобретение ГСМ при налоговой проверке для подтверждения использования автомобиля в производственных целях следует составлять путевой лист с указанием маршрута автомобиля.

Нормы расхода топлива, утвержденные Минтрансом, не обязательны

Вопрос. Пунктом 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенными в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, предусмотрено, что эти нормы предназначены для расчетов по налогообложению предприятий. Обязательны ли эти нормы для принятия расходов по ГСМ при налогообложении?

Ответ. Да, указанный п. 3 в Минтрансовских нормах продолжает быть с таким текстом, несмотря на то, что по результатам экспертизы Минэкономразвития России из него исключено упоминание о предназначении этих норм для расчетов по налогообложению предприятий (п. 4.2 Заключения Минэкономразвития России от 20.04.2012 «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»).

Применение организациями Минтрансовских Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» не является обязательным.

Об этом не раз говорилось в разъяснениях Минфина, который признает право, а не обязанность налогоплательщиков учитывать эти нормы (письма Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 27.09.2018 № 03-11-11/69335).

Таким образом, организации могут использовать как Минтрансовские нормы, так и собственные нормы расхода ГСМ, не забывая о выбранном варианте прописать в своей учетной политике. Если организация использует собственные нормы, то они должны быть утверждены приказом руководителя организации. Разработать их можно различными способами, к примеру, на основании (письма Минфина РФ от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67 и Управления ФНС России от 05.11.2015 № 08-14-03/13321):

  • заключения научной организации, осуществляющей разработку таких норм;
  • данных технической документации автотранспорта;
  • информации, предоставленной изготовителем автомобиля;
  • актов контрольных замеров норм расхода топлива для конкретного автомобиля.

23 Федерального закона от 10.

Форма должна иметь минимум 4 блока

Форма должна иметь минимум 4 блока.

Зачем нужен путевой лист?

Затраты на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ) составляют существенную часть расходов организаций, которые используют в своей работе автомобильный транспорт. Ведь бензин, дизельное топливо, сжатый природный газ являются основными “продуктами питания” для автомобиля.

Расходы на приобретение ГСМ, связанных с обслуживанием перевозочного процесса, в бухучёте относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 7, 8 ПБУ 10/99). Для целей налогового учёта затраты на горючее признаются расходами при условии, что его приобретение обосновано и документально подтверждено (ст. 252 НК РФ). Как видим, организация должна иметь документы, подтверждающие производственную направленность затрат на ГСМ, так того требует и законодательство о бухучёте, и Налоговый кодекс.

Для документального подтверждения расходов на ГСМ наличия лишь чеков АЗС недостаточно. Ведь чек свидетельствует только о факте приобретения горючего. А расходуется оно в том случае, если транспортное средство организации находилось в разъездах. Следовательно, для того, чтобы включить ГСМ в состав расходов, необходимо оформить документ, подтверждающий поездки автомобиля, в ходе которых приобретённое горючее было использовано. В документе необходимо указать:

  • маршрут и цель поездок, чтобы обосновать их производственную направленность;
  • путь, пройденный автомобилем, на основании показаний спидометра;
  • количество горючего, которое было израсходовано в ходе поездок.

Таким образом, о том, что ГСМ было действительно использовано для определённого автомобиля в производственных целях, можно узнать только из путевого листа. При отсутствии этого документа или его неправильном оформлении включать затраты на горючее в состав расходов в целях налогообложения прибыли неправомерно.

А вот у специалистов Минфина не так давно сложилось иное мнение.

Сообщества › DRIVE2 и ГАИ › Блог › Путевой лист и доверенность.

Всем доброго времени, соратники.
Я езжу на корпоративном автомобиле Лада Ларгус, который оформлен на компанию.В страховке указано, что цель использования авто «Личная». Вчера меня дважды за час остановили сотрудники ГИБДД и попросили путевой лист или доверенность. Свое требование они аргументируют пунктом 2.1.1 ПДД. Коммерческих перевозок грузов или пассажиров я не произвожу, товара в машине у меня нет. Правомерны ли требования сотрудников?Если нет, то чем можно аргументировать отсутствие этих бумаг у меня?
Спасибо за помощь и подсказки))
UPD: Автомобиль стоит возле подъезда, в фирме был почти полгода назад, в день выдачи. Офис далеко, я туда езжу крайне редко. Оформлять каждый день путевой нет возможности. Доверенности отменили аж в 2012 году.
И религия/вера/национальность, политические, мизантропические и иные мои убеждения тут не важны.

лицу ДОЛЖЕН быть путевой лист.

Какие бывают путевые листы?

Ранее действовало постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 года №78. В нём были даны формы путевых листов для различного вида транспорта, которые указаны ниже. Но с 1 января 2013 года эти формы необязательны: компании и ИП могут сами разрабатывать свои путевые листы, нужно лишь, чтобы в них была вся необходимая информация. Эту информацию можно найти в приказе Минтранса № 152.

Если вы используете свои, «самодельные» путевые листы, то за основу можете взять унифицированную форму, которая есть в проставлении Госкомстата и внести в неё нужные реквизиты. Эту форму обязательно нужно утвердить в учётной политике организации.

С формами, которые были в постановлении № 78, возникает проблема. В этих формах используется слово «механик». Но нужно, чтобы было слово «Контролёр» и чтобы отметку ставил человек, на которого возложены обязанности контролёра. Это может быть и сам контролёр, и механик, и ответственный за БДД. Также необходимо, чтобы обязанности контролёра были на него возложены в уставленном порядке и он соответствовал бы требованиям к контролёру (согласно 287 приказу Минтранса).

Как этого избежать? Замените в форме слово «механик» на слово «контролёр». У Вас сразу станет наполовину меньше проблем.

В постановлении №78 были утверждены формы путевых листов для:

  • легкового автомобиля;
  • специального автомобиля;
  • легкового такси;
  • грузового автомобиля;
  • грузового автомобиля (другая форма). Две разные формы используются потому, что одна предназначена для перевозок грузов по сдельным расценкам, а другая – по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя;
  • автобуса;
  • автобуса необщего пользования.

Также необходимо, чтобы обязанности контролёра были на него возложены в уставленном порядке и он соответствовал бы требованиям к контролёру согласно 287 приказу Минтранса.

Особенности путевого листа 2020

Организация вправе сама разрабатывать и утверждать форму или использовать единые бланки (Постановление Госкомстата №78 от 28.11.1997). Однако если предприятие занимается перевозкой людей/грузов, учет движения автомобилей должен вестись в утвержденной форме. Использование нового бланка отражается в учетной политике компании. Также, согласно Приказу Минтранса №476 от 07.11.2017, в путевке необходимо прописывать дополнительные данные о владельце автомобиля: для предприятий – ОГРН, для ИП – ОГИП.

ВНИМАНИЕ! Требования приказа Минтранса РФ №152 от 18.09.2008 к оформлению путевок пересекаются с Уставом Автотранспорта. Соблюдать его обязаны перевозчики, которые ввозят что-то и имеют отдельное соглашение о поставках за оплату. Действие закона прекращается, когда речь идет о некоммерческой транспортировке пассажиров/ товаров либо единовременной поездке в собственных целях. Автомобилисту не нужна путевка. Если сотрудник ГИБДД потребует ее, подобные действия рассматриваются как нарушение прав. Постановление о денежном наказании легко отменить в судебном порядке. Во всех остальных ситуациях предусмотрен штраф за езду без п/л в размере 500-3000 рублей (ст.12.13 КоАП РФ).

Путевой лист требуется организациям и индивидуальным предпринимателям в следующих случаях:

  1. Расчет амортизации.
  2. Контроль передвижения ТС.
  3. Учет общих расходов на автотранспорт.
  4. Учет затрат на ГСМ и топливо (бензин).
  5. Начисление заработной платы водителям.

Данный документ является подтверждением обоснованности поездки, законной транспортировки пассажиров/груза, исправного состояния ТС и права его управления. Выписывание путевки ведется всегда при эксплуатации машины для рабочих целей. При этом форма собственности значения не имеет. Транспортное средство может числиться на балансе предприятия, быть арендованной у сторонней компании либо быть личной машиной работника и использоваться для потребностей организации. Путевой лист может быть выдан на месяц (30 дней), 1 рабочий день либо на 1 поездку. Новыми правилами заполнения п/л в 2020 году предусмотрена возможность продления периода его действия.

легковые автомобили;.

Что важно сделать для уменьшения налога?

— Узнать о максимальных нормах расхода топлива, которые утверждает Минтранс.

— Определить нормы расхода топлива для своей компании. Утвердить приказом и зафиксировать в учётной политике ООО.

Форма 3 спец.

Добавить комментарий