Зачет или возврат переплаты по налогу на прибыль

Как зачесть или вернуть переплату в 2020 году

Чтобы зачесть или вернуть переплаченный налог, нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 года № ММВ-7-8/182@. Его можно подать в течение трех лет со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Срок подачи заявлений и на зачет, и на возврат переплаты, один – три года с даты излишней уплаты налога. Если речь идет о возврате переплаты из-за превышения авансовых платежей к сумме налога за год, три года отсчитывают со дня подачи годовой декларации (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Решение о зачете налоговая инспекция должна принять в течение 10 дней с момента получения заявления. Срок принятия решения о зачете переплаты при проведении камеральной проверки будут отсчитывать:

  • по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения проверки, или дня, когда она должна была закончиться;
  • со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке, выявившей нарушения.

А вот возврата налога придется ждать дольше – налоговым инспекторам на это дается месяц с момента получения заявления. Если переплата выявлена по уточненным декларациям, ждите денег в течение месяца после окончания камеральной проверки (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Налоговая инспекция может и отказать в возврате налога. В этом случае она должна сообщить о своем решении, указав причину отказа.

Отказ в возврате или зачете можно обжаловать сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (ст. 137, пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ). Жалобу можно подать в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Читайте в бераторе

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Срок подачи заявлений и на зачет, и на возврат переплаты, один – три года с даты излишней уплаты налога.

ПЕРЕПЛАТА НДФЛ: ПОРЯДОК ВОЗВРАТА И НОВЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ФНС.

Возврат суммы налога налогоплательщику в отсутствие налогового агента например, в случае ликвидации организации либо в связи с перерасчетом по итогам налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства месту пребывания , а не организацией налоговым агентом п.

Об особенностях исчисления трехлетнего срока для подачи заявления о возврате (зачете) переплаты по налогу на прибыль

Автор: Белецкая Ю. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

При обнаружении излишне уплаченной суммы налога на прибыль организация может обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате (зачете) этой суммы. В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ срок подачи заявления составляет три года со дня уплаты указанных сумм (если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах).

По общему правилу налоги считаются уплаченными с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджет (пп. 1 п. 3, п. 8 ст. 45 НК РФ).

Порядок исчисления срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных в бюджет авансовых платежей по налогу на прибыль имеет свои особенности. Какие? Узнаете из данного материала.

Порядок исчисления налога на прибыль установлен ст. 286 НК РФ и предусматривает самостоятельное определение налогоплательщиками суммы налога по итогам налогового периода. По итогам же каждого отчетного периода, если иное не закреплено в указанной статье, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Кроме того, в течение отчетного периода налогоплательщики производят исчисление суммы ежемесячного авансового платежа.

Ежемесячные авансовые платежи, авансовые платежи по итогам отчетных и налогового периодов уплачиваются налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные ст. 287 НК РФ, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, указанные положения ст. 287 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Предположим, организация в соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ уплачивает квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль. За I квартал 2018 года база по налогу на прибыль составила 2 000 000 руб., сумма авансового платежа за этот период – 400 000 руб. (2 000 000 руб. x 20%) – была перечислена в бюджет 28.04.2018. По итогам полугодия, девяти месяцев и года организация получила убыток. Притом она не обращалась с заявлением в налоговый орган о возврате (зачете) налога. Декларация за год была представлена 15.03.2019.

Применительно к указанной ситуации возникает вопрос, с какого момента исчисляется трехлетний срок обращения в инспекцию за зачетом (возвратом) излишне уплаченного налога на прибыль:

со дня, когда был фактически перечислен авансовый платеж (28.04.2018);

со дня, когда фактически была сдана налоговая декларация (15.03.2019);

со дня, который установлен НК РФ как срок сдачи декларации (28.03.2019)?

Согласно нормам налогового законодательства заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Соответственно, в случае, если налогоплательщик не заявил о возврате излишне уплаченного авансового платежа, данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периодов. Определение окончательного финансового результата и размера обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации, представляемой по итогам года.

В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 № 17750/10, основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год.

Таким образом, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль могло быть подано налогоплательщиком в течение трех лет с даты представления декларации. (То есть применительно к нашему случаю – начиная с 15.03.2019).

Аналогичный вывод (со ссылкой на вышеупомянутое постановление Президиума ВАС) сделан в Определении ВС РФ от 03.09.2015 по делу № 306-КГ15-6527, А72-6526/2014, а также в постановлениях АС ВВО от 26.12.2017 № Ф01-5679/2017 по делу № А17-9750/2016, АС ДВО от 05.12.2017 № Ф03-4545/2017 по делу № А73-2970/2017, АС УО от 12.07.2017 № Ф09-3428/17 по делу № А60-49585/2016, АС СЗО от 07.06.2018 № Ф07-5841/2018 по делу № А56-22308/2017.

Солидарны с данным подходом и контролирующие органы (см. письма Минфина России от 15.06.2012 № 03-03-06/1/309 и ФНС России от 21.02.2012 № СА-4-7/2807).

Обратите внимание: срок на подачу заявления о возврате переплаты по авансовым платежам по налогу на прибыль исчисляется с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, а не с момента перечисления авансовых платежей.

287 НК РФ устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Как зачесть переплату по налогу на прибыль

Вариант зачета имеющейся переплаты является более предпочтительным как для налоговых органов, так и для организаций. Эта операция короче по срокам исполнения, чем возврат, и не влечет за собой фактического перечисления денежных средств.

Налог на прибыль, вне зависимости от того, в какой бюджет он перечисляется, является федеральным налогом (ст. 13 НК РФ). До 01.10.2020 переплата по налогу на прибыль может быть зачтена только в уплату бюджетных платежей того же уровня (п. 1 ст. 78 НК РФ), а именно:

  • будущих платежей по тому же самому налогу;
  • другого федерального налога (например, НДС или НДФЛ);
  • пеней по налогу того же уровня;
  • штрафов по налогу того же уровня.

О возможности зачета переплаты по налогу на прибыль в счет штрафа за валютные нарушения читайте в статье «Переплата по налогу: можно ли зачесть в счет штрафа за валютные нарушения?» .

Следует иметь в виду, что у налоговых органов нет обязанности самостоятельно зачитывать имеющуюся переплату в счет будущих платежей по тому же самому налогу. На практике большинство налоговых инспекций это делает. Однако во избежание разногласий организациям рекомендуется уведомлять инспекторов о намерении такого зачета.

В тексте заявления на зачет переплаты по налогу на прибыль должна быть указана сумма, которую планируется зачесть, коды бюджетной классификации (КБК) налогов (пеней, штрафов), между которыми должен быть сделан зачет, а также коды ОКТМО, ИФНС и шифры налоговых периодов.

Решение о проведении зачета принимается налоговыми органами в течение 10 рабочих дней (п. 4 ст. 78 НК РФ). Датой зачета будет считаться дата принятия решения. Поэтому, если дата зачета важна для срока уплаты налога, на который будет перенесена сумма переплаты, это обстоятельство надо иметь в виду.

После получения решения о зачете организацией на дату проведения зачета делается бухгалтерская проводка, отражающая перенос зачтенной суммы в дебет счета 68 (субсчет учета расчетов по налогу, на оплату которого перенесена сумма переплаты) с кредита счета 68 (субсчет учета расчетов по налогу на прибыль, на котором имела место переплата).

Поэтому, если дата зачета важна для срока уплаты налога, на который будет перенесена сумма переплаты, это обстоятельство надо иметь в виду.

Четыре новшества в порядке зачета или возврата переплаты

Полностью утрачивает силу положение о том, что зачет переплат производится исключительно в счет налога того же вида: федерального в счет федерального, регионального – в счет регионального, местного – в счет местного. Это новшество позволит налогоплательщикам рационально распорядиться своими средствами.

Получается, что с 01.10.2020 будет возможно зачесть, к примеру, переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по транспортному налогу, невзирая на тот факт, что транспортный налог является региональным, а переплата возникла по федеральному налогу. То есть появится возможность зачета переплаты по налогам любого вида. Также ее можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.

Еще одним позитивным новшеством является поправка, позволяющая производить зачет или возврат переплаты любым налоговым органом, а не только по месту учета налогоплательщика (пп. «б» п. 22 ст. 1 закона). Это новшество упростит процедуру зачета, правда, заявление о зачете и возврате придется, как и прежде, подавать в инспекцию по месту учета компании (пп. «ж» п. 22 ст. 1 закона).

Перечисленные позитивные новшества повлекли за собой ужесточение требований к возврату налога. Он будет возможен, если отсутствует недоимка по любому налогу и соответствующим пеням и штрафам. На сегодняшний день достаточно отсутствия недоимки по налогу того же вида (пп. «е» п. 22 ст. 1 закона). Таким образом, с принятием поправки вернуть из бюджета переплату станет еще сложнее.

  • от срока окончания проверки;
  • от вступления в силу решения по ней.

Этот срок будет отсчитываться:

  • по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения проверки, или дня, когда она должна была закончиться;
  • со дня, следующего за днем вступления в силу решения по проверке, выявившей нарушения (пп. «и» п. 22 ст. 1 закона).

ФЗ от 29.09.2019 № 325-ФЗ«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»Подпункты «а», «б», «ж», «е», «и» п. 22, ст. 1

Также ее можно зачесть в счет пеней и штрафов, относящихся к любому виду налога.

Установление факта переплаты по итогам “декларационной кампании”

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. “Прекращенная” камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки – при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Читайте также:  Как узнать, если я депортирован?

Так как переплата не может быть квалифицирована как “нарушение законодательства о налогах и сборах” (хотя и является “нештатной” ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило – уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 “Сумма налога к уменьшению за налоговый период”.

Налоговый орган после окончания камеральной налоговой проверки переносит сумму переплаты из проверенной (и подтвержденной) налоговой декларации сначала в информационный ресурс “Камеральная налоговая проверка”, а уже из него – в карточку РСБ (если быть более точным, то сумма переплаты в КРСБ формируется автоматически после ввода данных из декларации). После чего у налогового органа возникает обязанность в срок 10 рабочих дней направить налогоплательщику Сообщение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@. К слову, в августе в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция “Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)”.

Рис. 2. Фрагмент страницы в личном кабинете налогоплательщика ИП на официальном сайте ФНС России nalog.ru

Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки.

В каких случаях может возникнуть переплата

Переплата по налогу на прибыль может образоваться, например, в следующих случаях.

Ситуация № 1

Организация завысила налоговую базу по налогу на прибыль. Например, завысила доходы или занизила расходы. Ошибка была обнаружена в следующем налоговом (отчетном) периоде. После того, как налог уже перечислен в бюджет. В этом случае у бухгалтера есть такие варианты действий:

  • Подать уточненную декларацию за тот период, в котором совершили ошибку. Поскольку в данном случае налоговая база была ошибочно завышена (а не занижена), сдача «уточненки» – это право, а не обязанность организации.
  • Ошибку можно исправить текущим периодом, если она привела к переплате налога – были завышены доходы или занижены расходы. Для корректировки в декларации есть строка 400 Приложения 2 к листу 02 – укажите в ней неучтенные расходы или излишне признанные доходы (ст. 54 НК РФ).

Уточненную декларацию можно не подавать, если после корректировки налог к перечислению не занижен, и наоборот, когда занижен – от «уточненки» не уйти.

В случае, если бухгалтер выберет первый вариант, налог на прибыль за предыдущие налоговые (отчетные) периоды окажется переплачен. Ведь к моменту обнаружения ошибки организация уже заплатила налог по «старым» расчетам.

При втором варианте на сумму завышения налоговой базы прошлого периода будет просто скорректирована (уменьшена) налоговая база текущего периода.

Ситуация № 2

Организация платит авансовые платежи по налогу на прибыль ежемесячно, исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале (п. 2 ст. 286 НК РФ).

Она перечисляла эти платежи в течение отчетного периода (первого квартала, полугодия, девяти месяцев). Но фактическая сумма налога, рассчитанная по итогам этого периода, оказалась меньше суммы ранее перечисленных платежей. Или организация получила не прибыль, а убыток.

Ситуация № 3

Перечисляя налог в бюджет, бухгалтер ошибся при заполнении платежного поручения. И уплатил в бюджет сумму большую, нежели положена по декларации.

Процедура зачета возврата переплаты строго регламентирована.

Было ваше – стало наше: как вернуть налоговую переплату из бюджета

Вернуть нельзя оставить

Порядок возврата и зачета излишне уплаченной суммы налога регламентируется положениями статьи 78 НК РФ. Излишне уплаченный налог подлежит зачету либо возврату. Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Обнаруженная переплата может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогам, либо в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам (п.1 ст. 78 НК РФ). В первом случае инспекция может самостоятельно зачесть налог, во втором – требуется соответствующее заявление налогоплательщика. Заявление подается по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90.

Минфин РФ в письме № 03-02-07/1-260 от 25.07.2011 пояснил, что зачет налога в счет будущих платежей налогоплательщика производится только с его согласия. При отсутствии у налогоплательщика недоимки, налоговики не вправе самостоятельно проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

Фискалы исходят из того, что налоги зачитываются только в рамках одного уровня. То есть переплата по федеральному налогу зачитывается в счет недоимки по другому федеральному налогу. Переплаченный местный налог не может зачитываться в счет погашения долга, скажем, по НДС. Данная позиция была закреплена еще Минфином РФ в письме от 30.12.2011 № 03-07-11/362. Здесь был рассмотрен вопрос о возможности зачета суммы излишне уплаченного НДС в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Минфин указал, что НДС является федеральным налогом, а налог на имущество организаций – региональным. Сумма переплаченного НДС не может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Но плательщик вправе подать в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДС.

В Письме Минфина от 25.03.2016 № 03-02-07/1/19163 также отмечается, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов производится по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам.

Наряду с зачетом плательщик может заявить о возврате переплаты. Заявить о возврате нужно по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 г. № ММВ-7-8/90. Налог подлежит возврату по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п.6 ст. 78 НК РФ). Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении плательщик извещается в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

При этом закон содержит ряд ограничений на возврат налога. Первое ограничение – пропуск срока на возврат. Заявление о зачете или о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п.7 ст. 78 НК РФ).

Второе ограничение заключается в наличии у плательщика недоимки по налогам. Возврат плательщику переплаты при наличии у него недоимки по налогам, пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (п.6 ст. 78 НК РФ).

Между тем, в некоторых случаях отказать в возврате переплаченной суммы налоговики могут и по основаниям, прямо не указанным в НК РФ.

Шпаргалка от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Излишне уплаченный налог подлежит зачету либо возврату. Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

2. Переплата может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогам, либо в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам. В первом случае инспекция может самостоятельно зачесть налог, во втором – требуется заявление налогоплательщика.

3. При отсутствии у налогоплательщика недоимки, налоговики не вправе самостоятельно проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.

4. Налоги зачитываются только в рамках одного уровня. То есть переплата по федеральному налогу зачитывается в счет недоимки по другому федеральному налогу. Переплаченный местный налог не может зачитываться в счет погашения долга, скажем, по НДС.

5. Плательщик может заявить о возврате переплаты. Налог подлежит возврату по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении плательщик извещается в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

6. Закон содержит ограничения на возврат налога: пропуск срока (3 года со дня уплаты указанной суммы) и наличие у плательщика недоимки по налогам (возврат при наличии недоимки производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки).

7. Самая частая причина для отказа в возврате переплаты – пропуск срока. Это касается возврата налога через налоговую инспекцию. Возвратить налог через суд можно в течение трех лет с момента, когда плательщик узнал о переплате.

8. Компании, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации, должны успеть заявить о возврате и получить переплату на расчетный счет до завершения всех ликвидационных процедур.

Кто не успел, тот опоздал

Пропуск законного срока является самой частой причиной для отказа в возврате переплаты. Как мы уже говорили, заявить о возврате переплаты можно в течение трех лет с момента его уплаты. Это касается возврата налога через налоговую инспекцию.

Возвратить же налог через суд можно в течение трех лет с момента, когда плательщик узнал о переплате.

Но налоговики рассчитывают данный срок одинаково для всех случаев. То есть, именно с момента перечисления налога в бюджет. С их точки зрения получается, что в момент уплаты налогоплательщик уже точно знает о том, что переплачивает налог и что ему предстоит пройти ряд инстанций для его возврата. Логика более чем странная.

На ошибочность данной позиции было обращено внимание еще в Постановлении ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09.

Судьи пояснили, что пропуск трехлетнего срока не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня, когда он узнал об этом факте.

Моментом, когда налогоплательщик узнал о факте переплаты, не может считаться момент уплаты налога или подачи уточненной декларации.

Таким моментом является, например, день получения плательщиком акта совместной сверки расчетов с налоговой инспекцией. Из акта становится понятно, имеется ли у плательщика недоимка, или же напротив – переплата по налогу.

Именно с момента получения акта сверки и следует отсчитывать начало течения трехлетнего срока.

Кому я должен – всем прощаю

Проблемы с возвратом переплаты могут возникнуть и у компании, находящейся в стадии банкротства или ликвидации. Главное здесь – успеть заявить о возврате и получить переплату на расчетный счет до завершения всех ликвидационных процедур. В противном случае налог так и останется в бюджете, а переплату попросту спишут.

Налоговики исходят из того, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату исключительно налогоплательщику ликвидируемой организации до момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о ее ликвидации.

Заявить о возврате может как сама организация, так и конкурсный управляющий, к которому переходят полномочия по управлению делами юрлица.

Если ликвидатор этого не сделает, налог нельзя будет вернуть даже в рамках банкротства, несмотря на то, что закон предусматривает распределение имущества компании, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 58 Федерального закона 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Дело в том, что п. 4 ст. 49 НК РФ прямо устанавливает специальное правило о возврате излишне уплаченных налогов налогоплательщику-организации. Следовательно, после ликвидации юрлица учредители не смогут возвратить переплату.

Переплату также нельзя и уступить другому лицу в порядке статьи 382 ГК РФ. Такой точки зрения придерживаются и арбитражные суды (например, АС Дальневосточного округа в Постановлении от 01.08.2014 № Ф03-3110/2014).

Таким образом, исключение юрлица из ЕГРЮЛ лишает возможности возврата переплаты налога, но отнюдь не прекращает обязанности по уплате налогов (письмо ФНС России от 27.11.2013 № СА-4-14/21159).

Неужели тебя не вернуть никогда (переплата НДФЛ)

Массу вопросов вызывает возможность зачета/возврата из бюджета сумм излишне уплаченного НДФЛ. В настоящее время налоговики обосновывают отказы в возврате налога ссылками на то, что налоговый агент в принципе не может переплатить НДФЛ.

НДФЛ удерживается с доходов работников в фиксированной сумме – 13% от заработка. При этом уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Закон позволяет вернуть налог только работникам и только в том случае, если он был переплачен в бюджет за их счет. То есть, в случае излишнего удержания налога у сотрудника (ст. 231 НК РФ).

Перечисленная же компанией в бюджет сумма, превышающая сумму фактически удержанного налога, не является НДФЛ, если излишнего удержания у работников не было. Перечисление указанной суммы производится неправомерно. И она не подлежит возврату налоговому агенту.

Такими же доводами руководствуются и арбитражные суды. Одно из последних таких дел рассмотрел АС Московского округа в Постановлении от 29.11.2016 по делу № А40-3052/2016. Суд указал, что агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Агенты не платят НДФЛ за счет собственных денежных средств. В противном случае перечисленная в бюджет из своих средств сумма не будет считаться НДФЛ.

Не возникнет у налогового агента и переплаты по этому налогу. Иными словами, переплаченная за счет агента сумма не может быть ни зачтена в счет будущих платежей по НДФЛ, ни возвращена налоговому агенту в качестве данного налога.

Однако вернуть переплаченную сумму все же можно. О том, как это сделать, рассказала ФНС РФ в письме от 04.07. 2011 № ЕД-4-3/10764. Ведомство отметило, что налоговый агент не может требовать возврата переплаченной суммы НДФЛ. Агенту следует обратиться в налоговый орган с заявлением, в котором он должен потребовать возвратить на свой расчетный счет сумму, не являющуюся НДФЛ и ошибочно перечисленную в бюджет.

При этом налоговики должны будут осуществить по заявлению налогового агента совместную сверку расчетов по налогам и представить справку о состоянии расчетов указанного лица. Данная справка и акт и будут являться основанием для возврата переплаты.

Именно с момента получения акта сверки и следует отсчитывать начало течения трехлетнего срока.

О сроках для возврата переплаты по налогам

Если у вас каким-то образом образовалась переплата по любому налогу, то ее можно вернуть или зачесть в счет погашения недоимки или будущих платежей. Общий механизм возврата закреплен в ст. 78 Налогового кодекса РФ, а особенности для некоторых видов налогов – во второй части НК РФ. В этой статье речь пойдет о налоге на прибыль, но поскольку условия возврата/зачета в целом одинаковые, можно изучать судебную практику по любым видам налогов.

Несмотря на то, что в НК РФ порядок возврата/зачета прописан достаточно подробно, на практике возникает много проблем. Некоторые принципиальные вопросы достаточно легко решаются в суде, но многие споры имеют индивидуальные особенности, и разрешение дела зависит от конкретных обстоятельств.

1. Срок для возврата налога.

Больше всего споров возникает при исчислении трехлетнего срока, установленного в п. 7 ст. 78 НК РФ. Точнее, не при исчислении, а при определении его начального момента.

Пункт 7 ст. 78 НК РФ этим моментом называет срок уплаты налога.

Однако, применив нормы гражданского права о сроке исковой давности, п. 3 ст. 79 НК РФ, а также определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О, можно попытаться убедить суд (инспекцию, скорее всего, не удастся – там все в этом вопросе предельно формализовано), что на самом деле срок нужно отсчитывать с другого момента.

Допустим, у вас образовалась переплата за 2012 год. А сейчас лето 2016 года, и трехлетний срок прошел. Причины пропуска срока могут быть объективными, а возможно, что бухгалтер наличие переплаты просто прохлопал ушами.

Конечно, в каждом конкретном случае надо разбираться отдельно, но основные аспекты все-таки можно выделить из судебной практики. Итак, посмотрим, какие доводы приводят налогоплательщики для того, чтобы каким-то образом оправдать свое бездействие. Сразу обратим внимание, что обосновать пропуск срока некомпетентностью, занятостью или отсутствием сотрудников предприятие не сможет (постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 18180/10 по делу N А19-7006/09-18-32).

1.1.​ День перечисления налога.

Суд может решить просто: срок следует считать со дня уплаты, как прямо предусмотрено в законе.

Такие постановления можно даже не анализировать. Для примера: постановления ФАС ЗСО от 18.07.2014 по делу № А03-23878/2013, ФАС ПО от 01.04.2014 по делу № А55-12545/2013, ФАС ЦО от 19.12.2013 по делу № А23-1227/2013.

1.2.​ День подачи основной декларации.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.06.2016 № Ф05-7451/2016 по делу № А40-194341/2015

– у общества была переплата по налогу на прибыль за 2011 год;

– в июне 2015 года оно подало заявление о возврате;

– инспекция отказала, т.к. трехлетний срок пропущен.

– инспекция права, т.к. налог за 2011 год рассчитывается не позднее 28 марта 2012 года (п. 4 ст. 289 НК РФ);

– на день подачи декларации за 2011 год общество должно было знать о переплате;

– срок давности истек 28 марта 2015 года. Заявления и в суд, и в инспекцию поданы по истечении срока;

– общество не имеет права на возврат спорной суммы.

– это дело одно из самых «свежих» из аналогичных дел. Мнение о том, что срок на возврат переплаты исчисляется со дня представления декларации, но не позднее установленного законом дня ее представления, отражено в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56. Такую же позицию можно увидеть в постановлениях судов разных округов: ЗСО – от 11.05.2012 по делу № А46-9529/2011, СКО – от 04.05.2016 № Ф08-2389/2016 по делу № А32-12856/2015, ДО – от 06.03.2013 № Ф03-668/2013 по делу № А51-16795/2012, ПО – от 24.06.2014 по делу № А65-22022/2013, УО – от 16.08.2013 N Ф09-8107/13 по делу N А60-51936/2012 и др.;

– такой подход представляется наиболее логичным, т.к. налогоплательщик считает, сколько он должен заплатить при составлении декларации, а не на день фактического перечисления налога;

– если бы в приведенном нами примере (по переплате за 2012 год), «не отягченном» сопутствующими обстоятельствами, налогоплательщик спохватился до истечения трех лет со дня подачи декларации (или до 28 марта 2016 года, если декларация была подана несвоевременно), то налог обязательно удалось бы вернуть.

1.3. День подачи уточненной декларации

Если вы обнаружили, что у вас есть переплата по налогу, то вы можете подать уточненку. Корректировка суммы налога в этом случае – ваше право. Обязанность подать уточненку возникает, если выявлена недоплата налога (неудивительно, налицо забота о бюджете).

Срок на возврат задекларированной переплаты может быть исчислен с даты подачи уточненки, но для этого нужно объяснить, почему налог не был верно исчислен раньше.

Постановление ФАС Уральского округа от 07.07.2014 N Ф09-3754/14 по делу N А60-42002/2013

– общество в 2010 году подало уточненку по налогу на прибыль за 2008 год, при этом получилась переплата;

– в ноябре 2012 года общество заявило в инспекцию о возврате налога и получило отказ.

– не доказано, что общество знало о переплате до подачи уточненки; переписка с инспекцией, акт сверки и другие документы таких сведений не содержат;

– срок на возврат может быть исчислен со дня представления уточненки.

– в этом деле обществу повезло: каких-либо обстоятельств, препятствующих верному расчету налога в первоначальной декларации, в судебном акте не отражено;

– срок со дня подачи уточненки может быть исчислен и не в пользу налогоплательщика, если последним в качестве момента «узнавания» о переплате заявлена более поздняя дата, например, акта сверки. То есть, налогоплательщик сначала подал уточненку, а уже потом, якобы, узнал о задекларированной переплате;

– схожие дела: постановления ФАС СКО от 08.05.2014 по делу № А53-13922/2013, ФАС МО от 17.02.2014 № Ф05-1251/2013 по делу № А41-19585/12, ФАС ПО от 18.04.2013 по делу № А65-18995/2012, ФАС ДО от 08.07.2014 № Ф03-2311/2014 по делу № А73-10256/2013, ФАС СЗО от 21.12.2012 по делу № А21-1751/2012.

Однако не всегда можно исчислить срок на возврат налога с даты подачи уточненки.

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08 по делу N А65-28187/2007-СА1-56

– общество в 2007 году обратилось за возвратом переплаты за 2003 год, подав уточненку;

– инспекция, конечно, отказала в возврате.

– инспекция права, т.к. общество должно было узнать о переплате при подаче основной декларации или при уплате налога;

– каких-либо обстоятельств, препятствующих правильному своевременному расчету налога, не выявлено.

– нельзя после истечения срока заявить о возврате налога, несмотря на то, что переплата принадлежит налогоплательщику. Поскольку трехлетний срок истек, переплата остается в бюджете;

– такие же дела: постановления ФАС ДО от 06.03.2013 № Ф03-668/2013 по делу № А51-16795/2012, ФАС ПО от 01.04.2014 по делу № А55-12545/2013, ФАС СКО от 24.03.2014 по делу № А53-8964/2013, ФАС УО от 02.04.2013 № Ф09-2057/13 по делу № А47-9570/2012.

1.4.​ День составления акта сверки.

Часто для выявления переплаты или по другим причинам составляется акт сверки расчетов (п. 3 ст. 78 НК РФ). И день подписания (или направления) такого акта может быть признан моментом, когда налогоплательщик узнал о том, что у него есть переплата. Соответственно, трехлетний срок исчисляется с этого момента.

Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09 по делу № А55-3784/2009

– общество, полагая, что у него нет долга по пеням, при этом есть переплата по налогу на прибыль, предложило инспекции составить акт сверки;

– актом сверки зафиксирована переплата, но инспекция ее не вернула, т.к. срок пропущен.

– поскольку достоверно о переплате общество узнало после составления акта сверки, именно с этого момента исчисляется трехлетний срок.

– это и многие другие дела решены в пользу налогоплательщика, основное – чтобы до сверки существовала какая-либо неопределенность, т.е. точно было неизвестно, есть переплата или нет;

– схожие дела: постановления АС УО от 18.05.2016 № Ф09-4066/16 по делу № А47-7345/2015, ФАС МО от 04.06.2014 № Ф05-5391/2014 по делу № А40-122457/13, от 22.04.2014 № Ф05-3352/14 по делу № А40-135911/12-78-366, ФАС СЗО от 25.03.2014 по делу № А56-24431/2013, ФАС ЗСО от 26.03.2012 по делу № А45-12781/2011, от 30.10.2013 по делу № А75-10138/2012.

Однако суды не всегда соглашаются с налогоплательщиками.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2016 № Ф05-5097/2016 по делу № А40-156602/2015

– общество пропустило срок возврата налога, но настаивает, что он должен исчисляться с даты акта сверки, или, по крайней мере, подписание инспекцией акта прерывает срок исковой давности.

– общество самостоятельно рассчитывало налог и не доказало, что не могло сразу посчитать его правильно;

– подписание акта сверки срок исковой давности не прерывает, т.к. не свидетельствует о признании долга (обязанности вернуть переплату).

– как мы видим, общество не нашло обстоятельств, которые препятствовали бы ему своевременно подать заявление о возврате налога или подтвердили бы, что оно не знало о факте или сумме переплаты. Именно поэтому суд отказал в возврате налога;

– такие же дела: постановления ФАС СЗО от 15.04.2014 по делу № А56-77522/2012, ФАС ЗСО от 18.07.2014 по делу № А03-23878/2013, от 13.02.2014 по делу № А75-3152/2013, ФАС МО от 30.12.2013 № Ф05-16324/2013 по делу № А40-13030/13, от 14.11.2013 по делу № А40-161312/12-115-1159, ФАС УО от 16.08.2013 № Ф09-8107/13 по делу № А60-51936/2012, ФАС ВВО от 11.07.2013 по делу № А17-3138/2012.

2. Авансовые платежи

Налогоплательщик имеет право на возврат/зачет не только суммы налога на прибыль, рассчитанной по итогам года, но и авансовых платежей, перечисляемых в течение налогового периода (п. 1 ст. 287 НК РФ). Однако и здесь не все просто.

2.1. Срок подачи заявления о возврате.

Опять возникает вопрос об исчислении трехлетнего срока на подачу заявления о возврате авансовых платежей: со дня уплаты, подачи расчета или с другого момента?

Этот аспект урегулирован в судебной практике, хотя споры идут до сих пор.

Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2015 по делу № 306-КГ15-6527, А72-6526/2014

– переплата по авансовым платежам за 2010 и 2011 годы, последний платеж – 18.03.2011;

– заявление о возврате в инспекцию подано 24.03.2014, естественно, получен отказ.

– суды трех инстанций отказали обществу в возврате, определив, что трехлетний срок исчисляется с даты последнего платежа;

– ВС РФ направил дело на новое рассмотрение исходя из того, что окончательный финансовый и налоговый результат определяется по итогам налогового периода и отражается в годовой декларации. Соответственно, срок на возврат считается с даты подачи декларации, но не позднее 28 марта;

– позиция, изложенная ВС РФ, отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10.

– действительно, судебная практика по этому вопросу достаточно устойчива, непонятно почему нижестоящие суды по этому делу решили иначе;

– позиция высших судов логична, и неплохо бы закрепить ее законодательно, ее придерживаются даже государственные органы (письма Минфина России от 15.06.2012 № 03-03-06/1/309, ФНС России от 21.02.2012 № СА-4-7/2807);

– такие же дела: постановления АС ДО от 16.03.2016 № Ф03-667/2016 по делу № А51-14660/2015, АС МО от 10.03.2015 № Ф05-1322/2015 по делу № А40-67816/14, АС ЦО от 04.02.2015 № Ф10-4774/2014 по делу № А68-12462/2013, АС УО от 12.12.2014 № Ф09-8385/14 по делу № А76-8267/2014, АС ЦО от 19.08.2014 по делу № А35-8165/2013.

2.2. Возврат/зачет переплаты до окончания камеральной проверки.

Допустим, налогоплательщик имеет переплату за 2 квартал и хочет ее вернуть или зачесть в счет авансового платежа за 3 квартал, но полугодовой расчет инспекцией еще не проверен.

На первый взгляд, заявить переплату к возврату/зачету можно только после того, как инспекция подтвердит ее наличие, а сделать она это может только по итогам проверки (если проверка затянулась, то заявление можно подать после окончания трехмесячного срока на проверку, предоставленного инспекции ст. 88 НК РФ). Такое мнение появилось еще в 2005 году, оно выражено в п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 и повторено в судебной практике, например, в постановлении ФАС УО от 20.07.2010 по делу № Ф09-5663/10-С3.

Однако, к удивлению, есть и противоположные судебные решения.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2011 по делу № А56-48816/2010

– переплата образовалась по итогам первого полугодия 2009 года;

– заявление о возврате подано 01.09.2009, но оставлено инспекцией без исполнения, т.к. проводится камеральная проверка.

– отказ незаконен, поскольку приведенная инспекцией информация не предусмотрена в НК РФ в качестве основания для отказа в возврате переплаты.

– а если по итогам проверки выяснится, что переплата таковой не является, придется ее вернуть в бюджет, еще и с пенями;

– аналогичные дела: постановления ФАС ПО от 26.03.2009 по делу № А55-12407/2008, ФАС СЗО от 25.12.2008 по делу № А26-2386/2008, от 20.11.2008 по делу № А26-2387/2008.

3. Возврат налога налоговым агентом

Пункт 2 ст. 312 НК РФ содержит специальные правила для возврата налога на прибыль, удержанного при выплате дохода иностранной организации. В этой норме перечислены необходимые документы и дана ссылка на общий порядок возврата, установленный ст. 78 НК РФ. На перечне документов останавливаться не будем, поскольку в каждом случае нужно разбираться отдельно. Однако можно выделить некоторые общие моменты относительно срока подачи заявления о возврате налога.

Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2015 № 305-КГ15-14146 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.07.2015 по делу № А40-143619/14

– налог удержан в 2010 году, за возвратом общество обратилось в июле 2011 года и получило отказ;

– в сентябре 2014 года общество подало заявление в суд и снова получило отказ.

– трехлетний срок должен быть исчислен с даты окончания года, в котором был выплачен доход. В этом случае – с 28.03.2011 [немного неожиданно, правда, но понятно, что суд имел в виду предельную дату подачи декларации];

– общество в 2010 году знало о переплате, поэтому срок обращения в суд пропущен.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.03.2016 по делу № А40-105982/2014

– иностранной компании в 2010 году выплачены дивиденды по итогам 2009 года;

– в возврате удержанного налога отказано в связи с недостатками в документах.

– налоговым периодом для выплаченного дохода (дивидендов) является 2010 год, поэтому трехлетний срок для возврата налога истек 31.12.2013;

– поскольку этот срок обществом соблюден и документы в порядке, налог необходимо вернуть.

Суды называют разные сроки, с которых необходимо отсчитывать трехлетний срок на возврат переплаты, но, видимо, следует обратиться к практике применения ст. 78 НК РФ, раз на нее есть ссылка в п. 2 ст. 312 НК РФ. Поэтому мы возвращаемся к началу статьи и выбираем подходящий вариант исчисления срока.

26 августа 2016

Если остались вопросы, либо требуется иная юридическая помощь, то специалисты нашей юридической фирмы оперативно смогут помочь. Свяжитесь с нами по следующим контактам:

Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты info@vitvet.com

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

– заявление о возврате подано 01.

Сколько денег можно вернуть

Можно вернуть всю сумму переплаты за вычетом других задолженностей по этому налогу и пеням. Если за один автомобиль в собственности переплатили, а по второму есть долг, сначала нужно погасить долг, а потом вернуть переплату. Если есть долг по земельному налогу и переплата по налогу на имущество физических лиц — то же самое.

Ограничений по суммам нет. С 1 октября будет иначе: за счет переплаты можно будет погасить долг по другому налогу и только после этого возвращать остаток переплаты.

Для самостоятельного заполнения нужно знать ИНН, код налоговой и реквизиты банковского счета для получения возврата БИК, наименование банка и расчетный счет.

Как составить и подать заявление для зачета переплаты по налогам

Обзоры КонсультантПлюс

Заявление о зачете излишне уплаченного налога — это документ, с помощью которого налогоплательщик обращается к ФНС с просьбой зачесть налоговую переплату. Форма утверждена приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.

В 2020 году изменились документы, которыми юридические и физические лица должны пользоваться для зачета и возврата переплаты по налогам. Рассмотрим, как сейчас выглядит форма заявления о зачете излишне уплаченного налога и как правильно заполнять этот документ.

Заявление о зачете излишне уплаченного налога это документ, с помощью которого налогоплательщик обращается к ФНС с просьбой зачесть налоговую переплату.

Как зачесть или вернуть переплату сейчас

По действующим правилам зачет переплаты по федеральным налогам и сборам, региональным налогам, а также местным налогам и сборам производят по соответствующим видам. То есть, федеральные налоги засчитывают в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных (п. 1, 14 ст. 78 НК РФ).

В частности, НДС является федеральным налогом, поэтому с переплатой по этому налогу можно поступить так:

  • зачесть в счет будущих платежей по НДС;
  • зачесть в счет других федеральных налогов – текущих и будущих платежей по федеральным налогам, а также в счет погашения недоимки, пеней, штрафов;
  • вернуть на расчетный счет.

к содержанию ↑

Напомним, на данный момент недоимки не должно быть по налогу того же вида.

Если пропущен срок для зачета
или возврата налоговой переплаты

Не всегда удается вернуть переплату по налогам своевременно, и для этого есть достаточно много причин: это и отсутствие информации о переплате, и отказ налогового органа от возврата или зачета налога, который числится в качестве переплаты. Что делать в этом случае?

Налоговый орган должен принять решение по заявлению налогоплательщика о зачете или возврате излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов в течение 10 рабочих дней. Данный срок рассчитывается:

1) от подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки расчетов с бюджетом (если она проводилась);

2) от получения налоговым органом заявления о зачете (если совместная сверка расчетов не проводилась).

Но достаточно часто контролирующий орган допускает бездействие, то есть несвоевременно принимает решение о возврате налогов.

При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

Проценты необходимо рассчитать следующим образом:

  • во-первых, необходимо определить четко сумму исчисленного налога, который не был возвращен
    в срок;
  • во-вторых, необходимо исчислить проценты за каждый день просрочки.

При расчете процентов за основу берется ставка рефинансирования, действующая в момент, когда был нарушен срок возврата переплаты.

Пример.

Общество с ограниченной ответственностью «Премьер» имеет переплату в размере 3 000 000 руб. В период бездействия ИФНС ставка ЦБ РФ составила 8%. Срок просрочки возврата переплаты – 143 дня.

Соответственно, возможно взыскать с налогового органа:

(3 000 000 x 8% : 365 дн. x 143 дн.) = 94 027 руб.

Следовательно, при возникновении судебного спора возможно взыскать 3 000 000 руб. переплаты, а также 94 027 рублей штрафных санкций.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

С 2017 года сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Штраф равен 1 150 ставки рефинансирования за каждый календарный день просрочки.

НДС: 3 года с даты решения о возмещении

Нюанс связан с возмещением НДС по ст. 176 НК РФ. Проблема в том, что налогоплательщик не уплачивал в бюджет возмещаемый налог: сумма к возмещению образовалась из-за того, что величина вычетов превысила исчисленный к уплате налог.

Поэтому трёхлетний срок давности по возмещаемому НДС нужно отсчитывать не с даты представления декларации, где заявлено возмещение, а с даты, когда налоговый орган вынесет решение о возмещении по результатам камеральной проверки этой декларации. До того как ИФНС подтвердит сумму к возмещению, компания не может подать заявление на возврат (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2019 № Ф09-1806/19 по делу № А76-28069/2018).

А, значит, даты представления расчёта 6-НДФЛ или справок 2-НДФЛ никакой роли для определения трехлетнего возвратного срока не играют.

Финансисты подсказали, как распорядиться переплатой, которой больше трех лет

Рубрика «Комментарии экспертов»

30 августа прошлого года вступила в силу поправка, ограничившая тремя годами «возраст» переплаты, которую налоговики засчитывают в счет недоимки.

Минфин уточнил, что новое правило применяется к правоотношениям, возникшим с 30 августа 2018 года. Это может означать, что поправка действует только для сумм, переплаченных начиная с упомянутой даты.

Если же у вас сейчас есть переплата, появившаяся более трех лет назад, ее можно попробовать зачесть. Только имейте в виду, скорее всего, чтобы добиться этого, придется обращаться в суд. Налоговики и до поправки были против такого зачета: они отменили свое письмо, в котором говорилось о том, что зачет «старой» переплаты возможен. Что решит суд с учетом действующей поправки, предсказать сложно.

Документ: Письмо Минфина России от 29.12.2018 N 03-02-07/1/96622

Комментирует Марина Волохова, Руководитель проектов налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:

В случае допущения налогоплательщиком переплаты суммы налога в текущем налоговом периоде, на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. Пунктом 1 ст. 78 НК РФ закреплено право налогоплательщика на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога. В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со для уплаты, что ограничивает во времени право налогоплательщика на подачу заявления о возврате суммы переплаты или ее зачет в счет будущих платежей (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. № 381-О-П).

Пунктом 5 ст. 78 НК РФ установлены случаи, когда налоговые органы вправе самостоятельно производить зачет переплаты излишне уплаченных налогов налогоплательщиком, подавать для этого отдельного заявления не нужно.

До внесения изменений в п. 5 ст. 78 НК РФ, законодательством не был установлен предельный срок, в течение которого налоговые органы могли самостоятельно производить зачет сумм излишне уплаченных налогов в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом.

Законодатель, внеся поправки в п. 5 ст. 78 НК РФ, ограничил срок зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по другим налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ сроком в три года.

В Письме Минфина от 29.12.2018 N 03-02-07/1/96622 указывается, что в соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах, ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В связи с этим Минфин уточнил, что новое правило «трех лет» для проведения зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по другим налогам, задолженности по пеням и(или) штрафам, фактически ухудшающее положение налогоплательщиков, применяется к правоотношениям, возникшим только начиная с 30 августа 2018 года.

На текущий момент в практике коммерческих организаций часто встречаются ситуации, когда у организации возникает переплата по налогам, главным образом, по налогу на прибыль и НДС, причем организации не спешат переплату вернуть либо зачесть в счет других налогов. Нежелание организаций вернуть или зачесть возникшую переплату по налогам связано с желанием обезопасить себя в случае доначисления налогов по результатам камеральных и выездных проверок.

Соответственно нередки случаи, когда сроки таких переплат могут оказаться свыше трех лет.

Поэтому налогоплательщику нужно знать, что у организаций есть способы распорядиться переплатой, которой больше трех лет, а именно:

1. в качестве безнадежного долга;

Такой способ поддерживают суды. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 28.11.2013 г. по делу № А40-155004/12-91-681 суд посчитал это правомерным, так как на переплату распространяются все конституционные гарантии права собственности.

Минфин же не согласен с данной позицией (Письмо Минфина от 08.08.2011 г. № 03-03-06/1/457), поскольку в течение трех лет налогоплательщик не обратился в налоговый орган за возвратом переплаты по налогу. Сумма указанной переплаты, по мнению Минфина, не является дебиторской задолженностью, не признается безнадежным долгом в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ и не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Поэтому, если организация решит воспользоваться этим способом, скорее всего, защищать свою позицию необходимо будет в суде.

2. если налогоплательщик не знал о переплате, то можно попробовать вернуть деньги через суд.

Заявить иск о возврате излишне уплаченных в бюджет денег нужно в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать, что заплатил больше и возникла переплата (Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О; Постановления Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09, от 08.11.2006 № 6219/06).

Но прежде необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о возврате переплаты, без этого суд может не принять иск налогоплательщика (п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5).

Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Марина Волохова, Руководитель проектов Налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», 05.02.2019

Руководитель проектов Налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

На текущий момент в практике коммерческих организаций часто встречаются ситуации, когда у организации возникает переплата по налогам, главным образом, по налогу на прибыль и НДС, причем организации не спешат переплату вернуть либо зачесть в счет других налогов.

Добавить комментарий