Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Методика Монтессори

Одной из наиболее известных систем по раннему развитию ребенка является система Марии Монтессори. За её методикой закрепилось название средовой, поскольку раннее развитие детей определяется специально созданной и подготовленной развивающей средой. Ребёнок фактически самостоятельно разрабатывает свою программу обучения в развивающей среде, решает чем и когда он будет заниматься.

Суть методики Монтессори

Основным принципом методики Монтессори является разбиение развивающей среды на тематические зоны с подобранным материалом, всего в количестве пяти зон:

1. зона практической жизни, где ребёнок приобретает практические бытовые навыки (стирка, глажка, нарезание салата и другое)

2. зона сенсорного развития, где ребёнок учится отличать предметы по характерным признакам, развивает своё восприятие окружающего мира при помощи зрения, обоняния, слуха, тактильных ощущений.

3. математическая зона помогает ребёнку в освоении математических операций, даёт понятие количества, связывает количество и символ.

4. языковая зона для обучения ребёнка навыкам чтения и письма.

5. «космическая» зона помогает ребёнку составить своё понимание окружающего мира, связи явлений и предметов, истории и культуры.

Особенностью системы Монтессори является отсутствие деления групп по возрастному принципу, в каждой группе занимающиеся дети имеют разный возраст. При этом дети сами обучают своих соседей по группе.
Бесспорный плюс системы Монтессори – создание обучающей среды,в которой взрослый лишь направляет и помогает ребенку самостоятельно развиваться.

Недостатки методики Монтессори

Одним из недостатков системы Монтессори является преимущественное развитие аналитических способностей, логики, мелкой моторики, отсутствует развитие творческого восприятия мира ребёнком.
В системе Монтессори нет спонтанных творческих ролевых игр, они считаются бесполезными, тормозящими интеллектуальное развитие детей, предусмотрены только развивающие интеллектуальные игры.
Система Монтессори не предусматривает развитие детского художественного творчества, считая его отклонением в развитии ребёнка и уходом его от существующих проблем в вымышленный мир.
Роли книг в развитии ребенка не придается никакого значения, они не запрещены, конечно. но и не считаются необходимыми. А вы представляете себе ребенка, который не полюбил чтение или хотя бы не привык читать? Каково ему придется в школе? Какую огромную часть литературного мира он не познает?

Как использовать методику Монтессори

Методика Марии Монтессори, безусловно, помогает развить внимание, творческое и логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику. И все же, помните, что эта методика, как и многие другие, специально созданные “для развития” методики, прежде всего направлена на работу с детками с ограниченными возможностями.
Мария Монтессори работала в основном с умственно отсталыми детьми. Согласитесь, что пути развития нормального ребенка и ребенка “особого” – значительно отличаются.
Так, система Монтессори совсем не подходит замкнутым деткам. Ребенок не подойдет к педагогу сам, а согласно правил системы, пока ребенок не обратился за помощью – на него не обращают внимания. И что такой малыш будет делать на занятиях? Сидеть в уголке и наблюдать?
В то же время, современные центры развития по системе Монтессори зачастую стараются адаптировать методику к потребностям обычных детей. Из системы выбирают самые интересные элементы, с учетом сути её – дать детям пространство для развития.
В руках умного педагога элементы системы Монтессори принесут вашему ребенку много интересного, познавательного и полезного. Но не делайте акцент только на эту методику в развитии вашего ребенка, старайтесь сочетать её с другими занятиями и системами развития, например, с элементами системы Домана.

Педагогика Монтессори: что это и кому подойдёт

Сложно найти родителя, который никогда не слышал о садах и школах Монтессори — они есть практически в каждом городе. Многие сгорают от желания отдать туда ребёнка. Рассказываем об особенностях этой методики, основных принципах и возможных недостатках.

История появления

Мария Монтессори — итальянский педагог и одна из первых женщин-врачей 19 века, которая создала свою педагогическую систему. Монтессори всегда боролась за справедливость — во время работы ассистентом врача психиатрической клиники она много общалась с детьми с особенностями развития и переживала, что ими никто не занимается. А ведь образование нужно всем!

Поэтому Мария вместе с мужем начала разрабатывать свои методики развития детей. Изначально — только для ребят с задержками развития. Но убедившись в успехе выдвинутой ей образовательно-развивающей системы, Мария адаптировала её для всех детей. Она поняла, что классические методы не всегда эффективны. Так появилась методика развития Монтессори, названная в честь автора.

В чём суть педагогики Монтессори

Автор называла свою методику «системой, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги мне сделать это самому». Он подразумевает, что взрослый разбирается, чем интересуется ребёнок, обеспечивает ему соответствующую среду для интересных занятий и учит его пользоваться ей.

Основные принципы методики

  • Ребёнок волен сам выбирать вид деятельности. Чтобы ребёнок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств. Дети учатся всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Каждый ребёнок занимается тем, что ему нравится, единой программы в системе не предусмотрено.
  • Монтессори — методика раннего развития. Но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты и одновременно учатся заботиться друг о друге. Формируется взаимопомощь и сотрудничество.
  • Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната обычно разделена на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую.
  • Взрослый в обучении играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
  • Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.
  • Принципы Монтессори-педагогики направлены на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.
  • В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.
  • Обязательно присутствуют правила, которые помогают упорядочить жизнь в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

Преимущества системы

Одно из главных преимуществ системы методики Монтессори — то, что дети учатся в своём темпе, без соревнований со сверстниками и обязательной программы. Поэтому на занятиях детям не скучно, они любознательны и инициативны. Также дети могут сами себя занять, уважают потребности других и неплохо справляются с бытовыми обязанностями.

Минусы системы

  • Идеи Монтессори-педагогики направлены на развитие только интеллекта и практических навыков.
  • Творчеству не уделяется должного внимания — нет зоны, в которой дети могут просто творить.
  • Отсутствие подвижных и ролевых игр.
  • После методики Монтессори детям бывает трудно привыкнуть к дисциплине обычных детских садов и школ, где все вместе делают одно и то же, и педагог должен восприниматься как авторитет, а не как помощник.
  • Дети не играют в ролевые игры, они только индивидуально занимаются, поэтому договариваться они умеют, но играть вместе и дружить — нет.
  • Пособия довольно дорогостоящие, они должны быть разнообразными, чтобы оставаться интересными детям, и их должно быть достаточное количество.

Кому подойдёт система Монтессори

Родителям, для которых важен индивидуальный подход к их ребёнку, такая система подойдёт. А вот авторитарных родителей, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка в свободное плавание, метод, скорее всего, не устроит.

Если ребёнок любит творчество, то ему может быть скучно в Монтессори-группе, поэтому необходимо будет задуматься о дополнительных творческих занятиях.

В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. У стеснительных детей проблемы с общением могут усугубиться, поскольку дети в группе мало общаются между собой.

Резюме

Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку доступную среду и свободу. Взрослые играют лишь второстепенную роль — они наставляют ребёнка, а не навязывают своё видение. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь с остальными ровесниками.

Но методика имеет и минусы — например, она достаточно изолирована от традиционного образовательного процесса, и после Монтессори-сада или школы ребёнку может быть трудно влиться в обычный коллектив.

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Современные книги по педагогике несут в себе немалое количество информации, в которых может запутаться родитель, находящийся в поиске идеальной модели для воспитания гармонично развитого ребенка. В то же время повышенным спросом, причем не без оснований, пользуется программа развития ребенка, разработанная специалистом итальянского происхождения, Марией Монтессори. Программа, в которую включены знания современной психологии, продвигается в разнообразных детских учреждениях. Есть ли какой-то особенный секрет столь повышенного спроса?

Историческая справка

Основательница методки – первая женщина в Италии, которой удалось стать врачом. Мария смогла создать специальный курс реабилитации.

В середине 70-х годов 20 века открылся «Дом ребенка», который принял абсолютно здоровых детей дошкольного и школьного возраста. Именно специалисты данной организации стали новаторами, опробовавшими новоявленную методику.

Спустя время программа завоевала популярность у населения. Монтессори прочитала немало лекций, собрала накопленные знания, написала пособия. Во всех мировых странах открылись особые учебные заведения дошкольного типа, специалисты которых применяли эту программу.

Суть методики Монтессори

Немаловажный аспект программы – воспитание у ребенка самостоятельности. Родители и педагоги обязаны быть особенно внимательны к интересам крохи, чтобы обеспечить достойные условия для его развития.

  • Проведение занятий в особой обстановке, разделенной на специальные зоны.
  • В группах присутствуют как дети дошкольного, так и школьного возраста. Происходит обучение одних детей помощи маленьким, другие получают полезные навыки от старших товарищей.
  • Специалистам крайне не рекомендуется что-либо навязывать малышу. Он должен выбрать интересные занятия сам (игры с куклами, раскрашивание). Стоит учитывать, сколько времени затрачивает кроха на занятия, предпочитает играть один, с друзьями.
  • Не нужно считать, что данный уклад занятий подразумевает отсутствие дисциплины.

Детям объясняют необходимость соблюдения следующих правил:

  • Действия, которые ребенок способен сделать своими силами, он может сделать без помощи воспитателя или родителя. Это позволит развить у него независимость, креативность, самостоятельность, стремление к достижению поставленной цели.
  • Дети обязаны уважать тишину, не мешая другим. Если возникла потребность выплеснуть эмоции, снять агрессивность, можно пройти в специальное помещение.
  • Все игровые изделия, наглядные пособия, малыш приводит в порядок, складывает и откладывает на место. Это позволит развить в ребенке почтение к труду людей.

В чем уникальность занятий по Монтессори?

В детских центрах группы разделены на несколько зон с наполнением различными дидактическими пособиями. Столь детальное зонирование позволяет воспитателям организовать особое пространство, сохранить порядок и способствует лучшей ориентации детей в ассортименте представленных материалов. Что же выходит в эти зоны?

  • Практика. Дети осваивают элементарные навыки, которые пригодятся в быту. Малыши (с 1 года до 3 лет) прибирают помещение с помощью веника, застегивают и расстегивают пуговицы, застежки, одевают и раздевают кукол. Дети (с 3 до 8 лет) занимаются чисткой обуви, стиркой, глажкой одежды, мытьем и нарезкой фруктов, а также полированием металлических предметов.
  • Сенсорика. В ней содержатся изделия, различающиеся разными параметрами. Игра с предметами позволяет развить у ребенка мелкую моторику, тактильные ощущения, память и внимание.
  • Математика. Состоит из материалов, помогающих ребенку освоить счет, ознакомиться с математическими символами, фигурами из геометрии, представленных в виде специальных моделей. Более взрослые дети могут изучить математику благодаря счетам, деревянным дощечкам с примерами вычислений, набором фигур, дающих представление о дробях. При решении подобного рода заданий у малыша развивается абстрактное мышление, воспитывается усидчивость.
  • Языки. В ней расположены пособия, которые помогут малышу изучить буквы и слоги, расширить его словарный запас. Здесь можно найти вытесненные буквы, картинки «Кто это?», «Что это» для самых маленьких. Набор печатных и прописных букв, книги о начальных словах для детей старшего возраста. Это позволит обучиться письменности.
  • Космос. В ней малыш может узнать об устройстве Вселенной, особенностями природы, культурными традициями жителей других стран. Дети помладше могут изучить представителей животного мира благодаря различным фигуркам, в то время как дети постарше рассматривают представленный ассортимент минералов, изучают карты.
Читайте также:  Как диагностировать и лечить протрузию дисков шейного отдела позвоночника

Аргументы против данной теории

Главный плюс программы – самостоятельное развитие ребенка, в которое практически не вмешивается родитель или воспитатель. Если рассматривать минусы, то среди них можно выделить следующие:

  • Большая часть пособий служит для формирования мелкой моторики, логического и аналитического мышления. Творческий потенциал и эмоциональный интеллект при этом не развиваются.
  • Отсутствие игры, включающей в себя движения, сюжетную линию. Автор поясняет, что они лишь затормаживают когнитивное развитие ребенка. При этом психологи давно доказали, что в дошкольном возрасте именно игра – ведущий вид деятельности, позволяющий ребенку познавать окружающую среду, межличностные отношения.
  • Психологи рекомендуют родителям детей, отличающихся застенчивостью и замкнутостью, хорошо подумать перед тем, как предпочесть для ребенка именно данную методику. Она основана на самостоятельности малыша, в то время как неуверенный в себе кроха не сможет попросить о помощи.
  • Демократичная атмосфера, которая царит в группах по данному методу развития, не способствует легкой адаптации ребенка в традиционных детских садах и школах.

На сегодняшний день нет центров и образовательных учреждений, которые бы полностью практиковали программу Монтессори в ее первоначальном виде. Специалисты современности взяли из нее самые основные моменты, добавив к ним собственные разработки.

Главный плюс методики Монтессори

Методику раннего воспитания можно назвать интересной и уникальной. Дети, которые посещали учреждения, практикующие данную методику, отличаются уверенностью в себе, самостоятельностью, умением решать бытовые проблемы. Они способны отстоять мнение, но и могут нести ответственность за действия.

Выводы

Ребенок способен стать гармоничной и успешной личностью. Самая главная задача взрослого – помощь крохе в раскрытии его потенциала, обучение самостоятельности при знакомстве с окружающим миром. Оно может состояться лишь через накопленный опыт, полученный с помощью мыслей, чувств, действий.

В игре с разработанными изделиями, у ребенка происходит формирование мелкой моторики, зрительно – моторной координации, совершенствование и точность двигательной функции, сенсорное развитие.

Малыш ощущает себя «большим», который способен совершать простейшие манипуляции. Это способствует повышению самооценки, что приводит к появлению уверенности в себе. Данный аспект важен не только в детстве, но и во взрослой жизни, что позволит достичь успехов и не потерять веру в собственные силы.

Методика Мария Монтессори

Мария Монтессори

Существует множество авторских методик раннего развития ребенка. Но развивающая программа Марии Монтессори, которая уже успела стать классикой в этой области, многие годы остается самой востребованной. Метод Мотессори был разработан еще в первой половине XX века. Он был обогащен новыми достижениями педагогической науки и лежит в основе развивающих занятий в центрах раннего развития и детских садах многих стран. Основательница методики (Мария Монтессори) — итальянский врач, педагог и психолог, работавшая над созданием развивающих занятий для детей с особенностями развития. Со временем метод оказался действенным и для детей без особенностей. Эта система развития ребенка названа самой Монтессори «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».

Впервые система Монтессори была опробована в доме ребенка в Риме в 1907 году. С 1909-го года методикой Марии Монтессори заинтересовались во многих странах мира. В 1913-ом году система Монтессори оказалась популярной и в России, но в 1924-ом году детские сады, работавшие по этой методике, были закрыты и открылись вновь лишь в 1992-ом году.

Суть, основные принципы методики

В основе этого метода лежит принцип самовоспитания ребенка. Взрослые — родители и педагоги должны понять интересы малыша, создать необходимые условия для развития и объяснить, каким образом можно получить знания. Девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому».

Марии Монтессори принадлежат следующие слова:

Детей учит то, что их окружает.

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.

Если с ребенком честны – он учится справедливости.

Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.

Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Мария Монтессори не признавала многих методов, которые применяли другие образовательные системы. Так в методике Марии Монтессори категорически запрещается:

  • Сравнивать детей друг с другом.
  • Применять соревновательный метод в процессе воспитания.
  • Применять ко всем единые требования и программы, ведь каждый ребенок занимается в собственном темпе и делает то, что представляет для него интерес.

Ребенок, занимающийся по методике Марии Монтессори сам выбирает, учится самостоятельности в принятии решений, а взрослые, уважая его детский выбор, создают определенную среду, наблюдают и помогают, когда это необходимо.

Предоставление самостоятельности не предполагает вседозволенности. Детей учат соблюдать тишину, не мешать другим детям играть, убирать игрушки. Дети должны понимать не только свои, но и чужие границы.

Такое упорядочивание жизни малыша помогает ему чувствовать себя стабильно и уверенно, воспитывает в нем уважение к окружающим людям.

Организация пространства

Развивающая среда — важнейшая составляющая методики Марии Монтессори, без которой она просто не может работать. Рабочее пространство делится на несколько зон, что позволяет педагогам отлично организовать процесс обучения, сохраняя при этом порядок, а детям легко ориентироваться во множестве обучающих и развивающих материалов.

Практическая зона или зона реальной жизни прививает ребенку навыки ухода за собой и за окружающим пространством, учит поведению в социуме. Дети подметают пол, одевают и раздевают кукол, моют и нарезают овощи, ухаживают за растениями и животными, учатся вести себя тихо. Организуя эту зону, необходимо поместить в нее «Бизиборды», цветы и комнатные растения, лейки, скатерти, безопасные ножницы, совочки и.т.д.

Занятия в сенсорной зоне, как видно из названия, способствуют сенсорному развитию ребенка. Занимаясь в этой зоне, малыши развивают мелкую моторику. Материалы, которые используются в этой зоне, постепенно готовят к школе, развивают память и внимание. Сенсорная зона наполняется предметами, которые различаются формой, размером, весом и цветом. Это могут быть мячи различного диаметра, мешочки, геометрические тела, цветовые таблички, вкусовые баночки, коробочки с различными запахами и другие материалы, развивающие какой-то из органов чувств.

Математическая зона тесным образом связана с сенсорной. Работая с геометрическими телами, сравнивая и измеряя различные предметы, ребенок уже учится применять математические знания на практике. В математической зоне необходим числовой материал из бусин, таблицы математических действий, геометрический комод, счеты и.т.д.

Языковая зона предназначена для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса, обучения письму. Эта зона также связана с сенсорной, так как предметы сенсорной зоны способствуют развитию речи ребенка. В языковой зоне могут использоваться карточки с изображением различных предметов. Рамки для штрихования, азбука из шершавой бумаги, карточки букв и слогов, книги.

Космическая зона знакомит ребенка с окружающей действительностью. В этой зоне находятся различные материалы для изучения солнечной системы, континентов, природных зон и ландшафтов. Дети получают представление о времени и календаре, учатся классифицировать животных и растения, знакомятся со средой обитания. В этой зоне необходимый материал для проведения различных экспериментов, в ходе которых дети знакомятся с наукой. В космической зоне можно позаниматься с картами, ознакомиться с коллекцией минералов.

Методика Марии Монтессори: спорные моменты

Методика Марии Монтессории, отличающаяся многими преимуществами и достоинствами, имеет при этом определенные недостатки.

  • К минусам данной методики можно отнести то, что в ней не уделяется внимание сюжетно-ролевой игре, которая является основным видом деятельности малыша в дошкольный период.
  • Не уделяется достаточного внимания и совершенствованию фантазии, сказочным историям, физической активности.
  • Кроме того, при поступлении в школу ребенку может быть трудно адаптироваться к другой среде, отличной от среды Монтессори.

Учитывая это, педагоги и родители, взяв из методики Марии Монтессори все самое лучшее, добавляют в нее свои собственные наработки, которые отвечают современным требованиям педагогической науки и, несомненно, добиваются хороших результатов в развитии ребенка.

Читайте также

Методика Монтессори: суть, преимущества, недостатки

В наше время популярна теория о том, что ребенок намного мудрее своих родителей и он сам способен выбрать, чем ему заниматься и каким способом развиваться. А взрослые, как правило, мешают этому естественному процессу. Но на самом ли деле это так?

Мария Монтессори – известнейшая среди педагогов личность, итальянский врач и педагог, в начале ХХ века разработавшая уникальную в своем роде методику развития и воспитания ребенка.Монтессори длительное время работала в детской психиатрической клинике, что дало ей возможность на основе своих наблюдений определить основные принципы гармоничного развития личности ребенка в разные периоды его жизни. На основе принципов методики Монтессори построено воспитание детей в детских садах и центрах раннего развития почти 80 стран мира.

СУТЬ МЕТОДИКИ МОНТЕССОРИ

Мария Монтессори была убеждена в том, что самый важный период развития человека – с рождения и до шести лет, так как именно в это время формируется его интеллект и психика. Именно поэтому важно не мешать естественному развитию, а, наоборот, всячески помогать и предоставлять любые средства для самопоиска малыша.

Вся идеология методики Монтессори основана на обращении к индивидуальности ребенка, его самобытности, уникальности характера и способностей.

Цель развития по системе Монтессори – вовсе не сделать из ребенка маленького Эйнштейна, легко оперирующего цифрами и формулами, а воспитать человека, которому интересен сам процесс самообразования, который стремится знать и понимать, учиться и познавать новое. Понятное дело, имея такие качества, человек не может не достигнуть успеха в жизни.

МОНТЕССОРИ МАТЕРИАЛЫ

Согласно теории Монтессори, самое лучшее и самое правильное, что должен сделать взрослый для ребенка, – создать благоприятную для развития среду, но не больше, причем имеется в виду не что-то абстрактное, а конкретное пространство, в котором малыш сможет учиться всему новому. Как оно должно выглядеть?

Читайте также:  Лазерная коррекция зрения методом Lasik (Ласик)

Это должны быть несколько зон в комнате, в одной из которых ребенок будет развивать свои сенсорные способности и мелкую моторику (рамки с крючками, бантиками, пуговичками, застежками и т.д.), в другой – учиться самообслуживанию, играя, например, с игрушечными бытовыми приборами и инструментами, в третьей зоне должны быть материалы, развивающие мышление, логику, внимательность (кубики и цилиндры, сортеры, карточки, мячики и всевозможные игры с ними), ещё в одной – тренировать математические способности (счетные бусы, геометрические фигуры с формочками, доски умножения/деления и пр.).

Материалов Монтессори слишком много, чтобы их описать, но элементы методики можно встретить даже на обычных детских площадках – разноцветные счетные баранки или вращающиеся кубики с буквами, например, не что иное как игрушки Монтессори. В наших государственных садиках игры Монтессори тоже весьма и весьма популярны, так что говорить, что система Монтессори– только «для избранных», не приходится.

НЕДОСТАТКИ МЕТОДА МОНТЕССОРИ

Критики Монтессори указывают на то, что методика не уделяет должного внимания развитию творческого потенциала ребенка – нет ролевых игр, нет места для импровизации и полета фантазии. Всё верно, если не учитывать тот момент, что методике уже более ста лет, а за это время многие не менее талантливые педагоги, чем сама автор метода, привнесли в методику множество того, на чем Мария Монтессори не акцентировала своего внимания. В том числе и творчество. Вряд ли сегодня найдется садик или группа раннего развития, где дети не лепят, не рисуют, не читают и не играют вместе.

Ещё один из часто называемых минусов системы Монтессори – противоречия в самих принципах воспитания. Например, педагог должен не вмешиваться в игры детей, но в то же время строгая дисциплина (в Монтессори-садиках это один из ключевых моментов) не воспитывается иначе как вмешательством взрослого. Хотя вмешательство вмешательству рознь – конечно же, всё зависит от конкретного воспитателя и его подхода к детям.

Методика Монтессори не зря настолько популярна сегодня: беспрепятственно и самостоятельно всесторонне развитая личность, без сомнения, достигнет успеха в современном мире, где конкурируют не профессии, а навыки, хватка, упорство, способность к самообучению.

Конечно, можно самостоятельно организовать Монтессори-уголок в своем доме, купить материалы, разные игры, но методика не состоит только из одних материалов – приобрести их недостаточно, чтобы достигнуть ожидаемых результатов – лучше, если развитием ребенка будут заниматься специально обученные профессионалы

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Монтессори. Методика. Принципы. 10 заповедей! Часть 1.

Обзор методики Марии Монтессори.

Ребёнка не нужно заставлять сделать-то, чего ему не хочется или не интересно, как вариант, нужно ребёнку это преподнести так, чтобы у него проснулся к этому интерес.

Многие родители хотят, чтобы их ребёнок вырос гением и вундеркиндом. Многие из них даже пытаются что-то для этого сделать, и у них это получается, но есть и такие, которые месяцами сидят над ребёнком, но тот наотрез отказывается заниматься. Всё это потому что, они не понимают основного принципа развития ребёнка.

Вот на этом принципе и основывается методика гениального педагога и учёного Марии Монтессори. Суть данного принципа в том, что обучение детей необходимо проводить в игровой форме и давать им возможность выполнять все задания самостоятельно.

Для занятий по методики Марии Монтессори необходимо создание
специальной развивающей среды, в которой ребёнок захочет проявить себя, показать, на что он способен, и в которой он смог бы открыть для себя что-то новое, ранее не известное ему. У ребёнка должен появиться интерес к учёбе, причём сам ребёнок даже не будет догадываться, что его учат, для него это будет просто игра.

Данная методика основана в первую очередь на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, так как все дети разные, одним нравится одно, другим – другое. Данная методика позволяет развивать логическое мышление ребёнка, его память, речь, моторику и раскрывает его творческий потенциал. Кроме того, данная методика уделяет большое внимание коллективным методом общения и развития ребёнка, а так же бытовым вещам,
стимулирующих самостоятельность и независимость.

У маленьких детей, нет такого багажа знаний как у взрослых, они получают свой жизненный опыт через те действия, которые сами совершат или которые происходят с ними. Они никогда не планируют что-то на перед, они живут тем, что происходит с ними в данный момент времени.

Марии Монтессори использовала очень интересный подход к детям, например при игре с каким-то обучающим материалом, она ставила две задачи, основную и скрытую. Так, например, ребёнок хочет поиграть с кубиками, в этом случае основной целью для него будет построить башню из этих кубиков, а скрытая цель — это та цель, которую преследовал взрослый, разрабатывая эти самые кубики, а именно развитие концентрации внимания, координация движения, подготовка к каким-то математическим упражнениям. Характерным отличием ребёнка от взрослого является то,
что для ребёнка наибольшее удовольствие доставляет не итоговый результат действия, а сам процесс выполнения действия!
.
Методика Марии Монтессори

Раннее развитие, методики, системы, школы Основные принципы развития детей по Методике Марии Монтессори.
Развивающая среда, дидактические материалы.
Мария Монтессори / Maria Montesorri — итальянский новатор-педагог,
создатель педагогической системы для детей, основанной на идее свободного воспитания.
Книги: “Мой метод. метод научной педагогики”.

Основные принципы педагогики.
1.Создать развивающую среду.
2.Вместе с детьми выполнять несколько четких и простых правил.
3.Не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а
только наблюдать за детьми.

Развивающая среда!
Пособия и материалы для обучения доступны для ребенка, он всегда может воспользоваться любым материалом. Мебель сделана именно по размеру ребенка, чтобы он чувствовал себя увереннее в помещении и не нуждался в помощи взрослых.

Развивающие материалы!
Обычные игрушки заменяются обучающими дидактическими материалами и вещами, которыми взрослые пользуются в обыденной жизни. Все дидактические материалы направлены на развитие ребенка. Тактического восприятия, мелкой моторики, координации движения, сенсорного развития, воображения. Есть пособия для развития речи, и математического развития. В Монтессоре среде не встретишь лишних вещей, все игрушки-пособия обучают конкретным навыкам.
(.)Тактильный мешочек своими руками (см.ниже)
(.)Игры на изучение геометрических форм (см.ниже)

Простые правила!
Самое главное правило — порядок. Поиграв или позанимавшись с
каким-либо предметом или игрушкой, обязательно положить ее на место. Второе правило — порядок во времени, то есть режим. Детям очень важна хорошо знакомая последовательность событий.

* Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет
В книге подробно описаны способы организации развивающей среды для ребенка с первых дней его жизни, игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.
: * Мой метод. Мария Монтессори
Книга является первой публикацией на русском языке фундаментального труда выдающегося итальянского педагога, психолога и философа Марии Монтессори. Она была написана почти 100 лет назад, но идеи свободного саморазвития детей в специально обустроенном пространстве актуальны и сегодня.
.

Основные принципы системы Монтессори.

(!) Индивидуальное развитие. Ведущим принципом является личное или индивидуальное развитие каждого ребенка. Согласно этому принципу воспитатель должен помочь ребенку раскрыть его творческий потенциал по максимуму.

(!) Помоги мне сделать самому. Работа по личному развитию ребёнка строится на методике самокоррекции, когда без вмешательства взрослого ребенок должен увидеть свои ошибки и сам их оценить. В литературе этот принцип именуется не иначе как «помоги мне сделать самому».

(!) Личное пространство. Следующим немаловажным и значимым принципом является личное пространство. Ребенок, находясь в группе должен понять, что у каждого предмета есть свое место, которое не может быть нарушено.
Таким образом, малыш не только получает начальные знания о порядке, но и развивает в себе понятие о личном пространстве, к примеру, сидя на своем коврике.

(!) Социальное общение становится немаловажным методом, также вошедшим в педагогическую систему Монтессори. Во времена работы Марии Монтессори группы детей специально комплектовались разновозрастные, чтобы старшие старались помогать младшим. Именно благодаря такой методике, малышам
прививалось заботливое отношение к близким.

(!) Жизненный опыт. Упражнения из сферы жизненной практики,
учат детей заботиться о себе. Малыши получают самые разнообразные полезные навыки, среди них застегивание пуговиц, сервировка стола, вытирание пыли и многое другое, из того, что родители не всегда позволяют делать своим детям дома. Обязательным условием данной методики, является наличие в группе настоящих предметов обихода, чтобы ребенку всегда был очевиден результат того, что он делает, например, малыш на пол уронил стакан, и вода разлилась по полу. Таким образом, начинает работать еще один принцип учения Марии Монтессори – автоматический контроль ошибок.

Из приведенных выше принципов видно, как сильно система Мантессори отлична от традиционных учений педагогики. Согласно учению Мантессори, к ребенку необходимо относиться, прежде всего, как к уникальной личности, у которой существует свой собственный план развития и сроки познания
окружающего мира. Ребенок является главным объектом во всех принципах методики, а воспитатель служит лишь помощником, показывающим как правильно работать с материалом. Кроме этого, немаловажна гимнастика для детей, в которой развиваются все их мышцы.
Цель системы Монтессори дать ребенку развиваться самостоятельно, ведь именно в этом и есть залог счастливой и успешной жизни человека в будущем.

Десять заповедей доктора Марии Монтессори!

1.Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме).

2. Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.

3. Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.

4. Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.

5. Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе. Всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.

6. Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.

7. Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови и не принуждай к другим активным действиям.

8. Помогай тем, кто ищет работу и не может ее выбрать.

9. Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью.
Сделай готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.

10. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Девочки! Могу всем желающим выслать интересные ссылки, где есть много фото — игрушек (по методике Марии Монтессори), которые можно сделать своими руками! Игры все по возрасту!

Нередко родители, которые хотят заниматься ранним развитием ребенка, интересуются, что же за игрушки нужно покупать ребенку и как с ними играть. На самом деле по системе Монтессори любой предмет в доме может быть игрушкой. Ребенок хочет познавать
мир, он исследует квартиру. И чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром!

Читайте также:  Как быстро избавиться от сухого кашля, как быстро вылечить сухой кашель?

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

  1. Немного истории…
  2. Суть педагогики Монтессори
  3. В чем особенность занятий по Монтессори?
  4. Спорные моменты в методике Монтессори
  5. Наше мнение
  6. Фильм о Марии Монтессори
  7. Метод Монтессори . Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет
  8. Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

Фото:

Спорные моменты в методике Монтессори

Главное преимущество методики Монтессори – ребенок развивается самостоятельно, в своем собственном темпе, без особого вмешательства со стороны взрослых. Что же касается существенных минусов методики, то к ним специалисты относят следующее:

  1. Большинство пособий направлено на развитие мелкой моторики, логического и аналитического мышления, интеллекта. Творческая и эмоциональная сфера практически не затрагиваются.
  2. Отсутствуют сюжетно-ролевые и подвижные игры, которые, по мнению автора, только тормозят интеллектуальное развитие малыша. А ведь учеными доказано, что игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Ребенок познает окружающий мир, человеческие отношения, играя и взаимодействуя со сверстниками.
  3. Психологи советуют мамам застенчивых и замкнутых детей отнестись с большой осторожностью к методике Монтессори. Она предполагает значительную самостоятельность, а тихие малыши вряд ли попросят о помощи, если вдруг они не смогут что-то сделать.
  4. Педагоги отмечают, что после демократичной атмосферы, царящей в монтессори-группах, ребенок с трудом привыкает к правилам обычных детских садиков и школ.

В настоящее время развивающие центры и многие образовательные учреждения не практикуют методику Монтессори в ее первоначальном виде. Современные преподаватели берут из нее только лучшее, добавляя собственные наработки.

Беседа со специалистом по системе Монтессори в раннем развитии малышей: Что нужно знать родителям, которые хотят, чтобы их ребенок развивался с ранних лет

Наше мнение

Методика раннего воспитания итальянского доктора и ученого Марии Монтессори достаточно интересна и своеобразна. Дети, воспитанные в монтессори-классах, самостоятельны и уверены в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. Если у вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке, попробуйте прочитать несколько книг и пособий автора: “Дом ребенка”, “Мой метод”, “Мой метод. Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет”, «Помоги мне это сделать самому», “Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается”, “Самовоспитание и самообучение в начальной школе (сборник)”, “Дети – другие”, “Домашняя школа Монтессори (комплект из 8 книг)”, “Впитывающий разум ребенка”, “После 6 месяцев уже поздно. Уникальная методика раннего развития” – и возьмите на заметку некоторые советы по детскому развитию и воспитанию.

Читаем также о других популярных методиках развития и воспитания:

Юля на своем опыте делится положительными и отрицательными сторонами методики Монтессори:

Фильм о Марии Монтессори

Метод Монтессори . Развитие детей от 8 месяцев до 3 лет

Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослого – просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научиться самостоятельно постигать мир. А постичь его он может только через опыт – опыт мысли, чувства, действия.

Играя с матералом Монтессори, дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, совершенствуют координацию и точность движений, развивают свои сенсорные способности.

Эти, казалось бы, простые упражнения – переливание воды, просеивание смеси из крупы через дуршлаг, вытирание воды губкой, складывание салфеток, пересыпание крупы ложкой, вылавливание шариков, и столь нелюбимые большинством взрослых стирка и подметание пола и т.п. – действуют на кроху просто завораживающе. Вот ведь теперь он – совсем как взрослый, все умеет и все делает самостоятельно! Это очень повышает их самооценку, и как следствие – появляется уверенность в себе. Надо ли говорить, как это важно!

Мамина школа: Развитие ребёнка по системе Монтессори

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:

Я полностью поддерживаю отсутствие ролевых игр в этой методике. Они могут на долгие годы вогнать малыша в одну роль. И хорошо, если это будет роль лидера, но не всем она достается. Лично я против них в воспитании. По этому методика Монтессори мне очень нравится!

Я не считаю правильным воспитывать ребёнка по каким-либо методикам. Каждый новобранец должен иметь свой подход. Родитель САМ должен заниматься воспитанием, а не подглядывать за методиками различных учёных. В методике Монтессори акцент воспитание делается на самовоспитание малыша, но как может ещё малыш сам для себя что-то понять и проанализировать свой ход действий? Бред. Не вмешиваясь в воспитание своего ребёнка, родители могу наломать дров! Я говорю о вредных привычках и плохой компании. Я выражаю свой негатив к каким-либо методикам воспитания своего малыша! Дорогие мамочки, воспитывайте детей САМИ, иначе это будет не ваш ребёнок, а Монтессори…

Читать книги по развитию и воспитанию детей, знать, какие методики используются для развития ребенка-очень важно. Воспитывают ребенка не только “САМИ” мамочки, но и воспитатели, учителя и окружающая среда.И где, в какой среде будет находиться ребенок – не должно быть для нас безразлично.

Здравствуйте! Мой внук ходит в садик- Монтессори. Вчера я стала свидетелем разговора воспитателя с одной из мам. Разговор следующий: воспитатель рассказывала маме о тм, что ее ребенок остался без обеда потому, что не успел за отведенные 10 минут сесть и покушать. Маме сказали, что обед он получит в полдник. Это правильно? Так часто практикуется в садиах -Монтессори?

Здравствуйте. Случайно попала на статью и при беглом просмотре зацепился глаз: Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
Навряд ли дети могут помыть все игрушки и письменные принадлежности, по крайне мере за 18 лет работы в Монтессори системе я с этой идеей не сталкивалась.

Здравствуйте! Все эти ” научные системы” от лукавого, почитайте внимательно биографию этой монтессори, есть приличные, нормальные Росийские садики, где у Ваших детей будет детство с утренниками и праздниками.

Оцените статью
Добавить комментарий